НАРКОМАФИЯ: КТО ПОДЛИВАЕТ КЕРОСИН?
Известно, что Россия проиграла «холодную войну», которая велась противником при помощи новейших средств пропаганды. Сегодня, благодаря невежеству и коррупции, мы бездарно проигрываем еще одну информационную войну — с наркомафией.
На протяжении последнего десятилетия при поддержке местных администраций с самыми благими намерениями проводятся акции «Нет наркотикам!», «Твой выбор», «Рок против наркотиков». Благодаря этим слоганам - автопробег, соревнование по карате, конкурс детского рисунка, праздничные гуляния, рок-концерты — все это в сознании детей и подростков связывается с наркотиками. Наркотики приобретают будничный вид, становятся фактом повседневности, вызывают не страх, а притяжение, любопытство, смех.
Устроители готовят театрализованные представления и поэтические конкурсы, где поэты зачитывают произведения на тему «Нет наркотикам!», а киномеханики крутят профилактическое кино, демонстрирующее пагубность разнообразных способов потребления. Идеи профилактики дискредитированы. Официоз выставляется смехотворным, взрослые, участвующие в подобной акции, — глупыми. Героями становятся наркотики.
ПЧЕЛЫ ПРОТИВ МЕДА?
«Рок против наркотиков»? Это все равно, что «пчелы против меда!». Профессионалам хорошо известно, что, по законам психологии, потребитель не воспринимает отрицание в лозунге, в сознании четко отпечатывается слово «наркотики». Подобные акции несут функцию постоянного напоминания о товаре.
Другой способ латентной пропаганды на средства государства — внедрение псевдопрофилактических программ, построенных на принципе «твой выбор». Равноценными представлены жизнь и смерть, потребление и отказ от наркотиков. «Если взрослые разрешают делать выбор — значит, наркотики не являются злом?» — думает подросток.
У детей, «охваченных» подобной профилактикой, разрушаются антинаркотические установки, сознание подготовлено к положительному восприятию наркотиков. Из номера в номер многотиражные газеты и журналы печатают комиксы, рассказы и анекдоты о наркотиках и наркоманах. Постоянное звучание темы в смеховом контексте делает её восприятие обыденным, вводит в обиход, сглаживает трагизм и страдания, стоящие за этим понятием, сеет всеобщее равнодушие.
Между тем, еще в 1988 году, в Нью-Йорке, на Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, проведенной ООН, была принята Декларация, где специалисты из более сорока стран (включая Россию) обозначили основные приемы пропаганды наркотиков в СМИ. Кратко изложим их:
1. Применение неточной терминологии («легкие» и «тяжелые» наркотики).
2. Выступления за легализацию, распространение идеологии легализации.
3. Информация об уличной стоимости конфискованных партий товара.
4. Восхваление наркомании в песнях, кинофильмах и др. коммерческих произведениях.
5. Сообщения об огромных прибылях, полученных от торговли.
6. Сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха в обществе.
СОЦИАЛЬНОЕ КИНО
В яркой художественной форме, часто в момент катарсиса, в сознании будущего потребителя происходит позиционирование товара как средства, необходимого для удовлетворения насущной потребности. Прием наркотиков всегда связан с одной из потребностей, четко обозначенных драматургией фильма. Наркоманка («На игле») испытывает страдания, переживая смерть ребенка, и просит сделать ей укол героина (позиционирование героина как средства от муки, боли, страдания).
Следователь-интеллектуал («Из ада»), потерявший семью, употребляет опиум (позиционирование: средство от депрессии) и в состоянии наркотического сна предвидит будущее.
В любовной сцене молодой человек предлагает девушке («Траффик») употребить кокаин в момент достижения оргазма (позиционирование: средство усиления сексуального наслаждения).
В новом российском фильме «Город без солнца» присутствовали положительно подкрепленные модели поведения потребителя наркотиков и физиологически воздействующие, обусловленные наркопотреблением стимулы (шприцы, жгут, ломка, наркотик). Наркотики здесь позиционировались как средство от горя, несчастья, депрессии.
Этот фильм для «профилактики наркомании, СПИДа и венерических болезней» (!) показывали школьникам и студентам в ряде городов России. Фильм рекомендовали местные органы образования и служба по контролю за наркотиками, не имеющие представления о латентных информационных воздействиях. Средства на производство «социального кино» были отпущены Федеральным агентством по кинематографии.
ДЕНЬГИ-ТО НАШИ!
Теперь о главном. Почему стало возможным производство такого кинопродукта? Для того, чтобы создать фильм, необходимы большие деньги. Федеральное агентство финансирует только 60 % его стоимости. Оставшаяся часть — вложение любых (!) заинтересованных лиц. В результате — идеология фильма и его воздействие могут определяться кем угодно, в том числе и мировой наркомафией. При этом большая часть денег, вложенных в пропаганду наркотиков, — является государственными средствами! Принудительная демонстрация подобных «профилактических» фильмов в школах сопровождается возмущением родителей и скандалами в прессе. Складывается парадоксальная ситуация: государственные органы не имеют соответствующих специалистов, но широко рекомендуют опасный информационный продукт, распространяющий наркоманию.
В перечень программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, включена целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы». «Керосиновая» профилактика цинично проводится на деньги налогоплательщиков, то есть родителей, дети которых подвергаются промывке мозгов, подготавливающей к наркопотреблению. Общий объем финансирования Программы, часть которой составляет профилактика наркопотребления, составляет 3092,7 млн рублей. Государственным заказчиком и одновременно ее разработчиком является Федеральная служба Росийской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Часть работ выполняют Министерство образования и Министерство здравоохранения.
В анализе причин наркотической эпидемии, перечисленных в программе, указываются растущие цены на наркотики, мода на них, существующая в молодежной субкультуре, обиженные социальным неравенством молодые люди. В ней нет ни намека на настоящую причину беды — тотальную иформационную экспансию.
Некоторые из пунктов программы поражают воображение специалиста:
«Существует вероятность временного повышения в период реализации Программы спроса на наркотики, которое явится реакцией части подростково-молодежного контингента на проведение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности … Однако данные явления не будут носить длительного характера, и их последствия будут устранены в период реализации Программы...» — на голубом глазу сообщают авторы.
Наталья МАРКОВА, директор Института коммуникативных исследований
|