НАША НЕРАДИВОСТЬ... ОТ БОГАТСТВА
Таланты есть везде, но их нужно воспитать. Алмаз сам по себе не бриллиант, ему требуется огранка, которая также имеет цену. Поэтому важно, у кого ты учишься. Талантов у нас много, но мы к ним невнимательно относимся. Это касается и спорта, и искусства, и техники. Вот все смотрели Олимпиаду, и болели, и радовались. Наши выигрывают в таких видах спорта, которые в России почти не развиты. Это каким же упорным человеком надо быть, чтобы, ничего не имея, без всякой помощи проявиться, завоевать медаль.
ДЕНЬГИ КАЛЕЧАТ ДУШУ
Я никогда не думал: вот заработаю кучу денег. Этого не должно быть в нашем деле. Это калечит душу. Нет, я не против денег и материальных благ. Но когда я начинаю работать в театре, сниматься в кино, мы никогда не спрашивали о деньгах, а интересовались: кто снимает картину, кто партнеры, когда будут снимать? Теперь начинается с других вопросов: сколько заплатят? Это потребительское отношение к искусству. И люди не понимают, чем это чревато.
Раньше на всех международных музыкальных конкурсах советские музыканты получали первые и вторые премии. И никто не слышал ни о китайцах, ни о японцах, ни о корейцах. Кто сейчас получает первые премии? Китай, Япония, Корея. Почему? Потому что там работает русская профессура. Потому что здесь у этих людей нет условий. Точно также можно сказать и о науке, о спорте.
Мы нерадиво используем богатства, которыми обладаем.
ЛУЧШИЕ АКТЕРЫ В НУЖДЕ
Когда не стало Михаила Ивановича Царева, оказалось, что у него в доме ничего нет - у него было только имя. Вот и все. То же самое - у Веры Николаевны Пашенной.
Я думаю, они в свое время не нуждались, поскольку работали - снимались в кино, играли в театре и имели хорошую, по тем временам, зарплату, у них были квартиры, они были прикреплены к каким-то поликлиникам. А вот Георгий Жженов, Евгений Самойлов - это наша история, наша жизнь! - точно нуждались. Не могу сказать, чтобы жировал Зельдин - этот замечательный, удивительный, добрейший человек. Ему уже 91 год, один из немногих оставшихся. Есть режиссер Покровский, есть художники. Я посчитал - не так много людей. Но на них надо обратить внимание, потому что они - наше национальное достояние.
Пусть актера знает только один город - Воронеж, или Саратов, или Самара. Но он проработал 40-50 лет в этом городе, и для горожан - это имя, это их молодость. Нельзя допускать, чтобы такой человек в старости оказался отодвинутым и забытым. Ты стал ученым, врачом, бизнесменом, но в молодости ходил в театр и был поклонником артиста. И каким ты его видишь сейчас, когда ему за 80 или 90? Все соглашаются со мной - а нельзя же не соглашаться, потому что я говорю правду! - но пока дело стоит и мы теряем, теряем этих людей.
НЕ ТРОГАЙТЕ КЛАССИКУ!
Мы много говорим о демократии, но самому ее принципу противоречим. Ну, не трогайте нас, может же быть в Москве один такой театр, как Малый. Почему никогда такой мысли ни у кого не возникает по поводу Шекспировского королевского театра? Или Комедии Франсез? Да, там ставят и современные пьесы. Но никто же не говорит о том, что театр Кабуки устарел. Ему 400 лет, гордость нации, и в Японии созданы условия, чтобы этот театр сохранить. В Эрмитаже, Третьяковке и Пушкинском музее есть и старые вещи, и современные. Но современные - произведения мастеров. А если покупать все подряд, надо идти на Кузнецкий мост или на ярмарку: там есть все - бери на свой вкус.
Никто не уродует музыку Чайковского, Рахманинова. Не надо мордовать Чехова и великих русских классиков.
Скажите, зачем ставить пьесу, где сплошной мат? Зачем тратить деньги? Если я захочу это послушать, выйду во двор и получу это бесплатно, а если поставлю бутылку, то услышу еще больше. Но это же не искусство.
Экономику нельзя поднять, говоря только об экономике, только считая цифры. Экономика - это идеология. Экономика -это культура. Экономика - это образование. Значит, на первый план должны выйти образование, медицина и культура. Тогда будет здоровая, сильная, мощная экономика.
Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра
|