ОЧЕРЕДЬ В ТЮРЬМУ ИЛИ ИЗ НЕЕ?
ОКАЗЫВАЕТСЯ, МЫ НЕ НАСТОЛЬКО БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ
Анатолий Приставкин
Родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской области, воспитывался в детском доме, так как рано потерял мать, а отец ушел на фронт. Всемирно известно его произведение «Ночевала тучка золотая», за повесть «Кукушата» он получил Общегерманскую премию. Уже много лет А. Приставкин — председатель Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ.
|
Наш народ (по легендам, такой добрый, гуманный и сердобольный) на самом деле открылся мне только в этом кабинете. Я сюда пришел в 1992 году, сел за этот стол, открыл первые папки, и началось мое новое отношение к великому русскому народу. Я вдруг понял, что он невероятно жесток.
Мы столкнулись с так называемой бытовухой, на Западе, кстати, такого типа преступления практически нет. Бытовуха типично российское явление, которое случается по пьянке и от бездуховности… Можно вспомнить Чехова. Когда он решил ехать на Сахалин, прочел около 170 книг и статей о проблемах жизни заключенных, вышедших за последние годы.
Сколько вы сегодня можете назвать книг о заключенных и где они? Чехов, приехав на Сахалин, удивился, что там нет тюрем. Там была всего одна женщина в тюрьме - Сонька Золотая Ручка, которая столько раз бежала, что ее все-таки там заперли. А сейчас миллион сидящих. Что с ними будет завтра?
Я посетил СИЗО для молодых преступников. Сидят пацаны, недоростки, у них убогое развитие, некоторые азбуки не знают (а им больше 14 лет). Что они совершили? Пятеро из шести отобрали мобильники у таких же пацанов. И мы их сразу в кутузку, они по 2 месяца ожидают суда, и им грозит по 2-3 года.
А что делают немцы в этом случае? Они берегут психологию подростка, потому что точно уверены, что если он даже на несколько дней пересечет порог тюрьмы, то выйдет оттуда совсем другим человеком. Они беспокоятся за него.
А мы? Нам бы поскорее засунуть его в кутузку! Это невероятная жестокость по отношению к самим себе и к нашему будущему. Дети нам мстят за наше невнимание. За нашу глупость. За наше телевидение. У меня проходит дело — два мальчика в деревне, надев чулки на лица, ворвались к бабке и потребовали золото и драгоценности. У бабки было рублей 100 на похороны. Были еще огурцы и картошка, она им отдала. Откуда у них эти чулки и представления о драгоценностях? Из того самого телевизора.
Преступление — это не только то, что вы читаете в газетах. Основные преступления творятся за закрытыми дверями домов, в бытовых условиях. По пьянке у нас убивают 15 тысяч женщин. Женщины мстят тем же самым — убивают мужей. Происходит какой-то апокалипсис на наших глазах, только мы его не видим. И не хотим его видеть, вот в чем дело. Мы живем с закрытыми глазами и не хотим знать, что происходит рядом. Мы лучше просидим три часа перед сериалами, чем поможем кому-то. Я читал записки замечательного русского путешественника Павла Апполоновича Ровинского, который, вернувшись из Америки, занялся тем, что «возглавил земледельческую колонию для малолетних преступников под Петербургом, в которой пытался наладить особую систему воспитания и реабилитации детей, оказавшихся на улице». Сейчас вы много таких Ровинских найдете?
Помогать — святая обязанность нормального человека. Раньше богатые люди содержали приюты, помогали заключенным. Один из моих любимых героев - доктор Гааз (Фридрих Иосиф Гааз), член Московского тюремного комитета, главный врач московских тюрем, для которого заключенный был не изгоем общества, а человеком, попавшим в беду. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, открыл тюремную больницу и школу для детей арестантов. Все его сбережения ушли на благотворительность. На могиле доктора Гааза высечен девиз, которому он следовал всю жизнь: «Спешите делать добро!». Где сейчас эти докторы Гаазы? Нет морального уровня, который бы создавал ту напряженность в обществе, которая бы давала нам возможность немножечко будоражить свою совесть и говорить: «Черт возьми, что-то не так, я не так живу». Во-первых, давайте отринем ту легенду о нас, которую мы сами о себе создали, что мы самый добрый народ. Во- вторых, давайте посмотрим, что с этим народом делали, как его деформировали. Наш народ был лишен духовной жизни. Это народ-полураб.
Максим Горький предупреждал, когда описывал пьянства в Петербурге, расстрелы непрерывные и прочее в «Несвоевременных мыслях», что над Россией проводят испытания. Мы только вынырнули из них. Вынырнули и пытаемся оглянуться. И в это время очень важны лица, люди, голоса.
В советское время было слово «маяк» (ткачиха-маяк, сталевар-маяк, правда вот, Лихачев-маяк не было). Так вот, сейчас нужны эти духовные маяки, а они все исчезли. Идет погоня за наживой, погоня за выживанием. Кстати, обратите внимание, если кому-то очень нужно помочь, помогают не миллионеры, а простые люди. Значит, все-таки в людях это живое начало осталось. Значит, должен быть приоритет человека перед государством. Где вы у нас видели такой приоритет? Что бы могло человека возродить? Я не верю ни в какие призывы, это может сделать только культура.
|