Раскодируем "зомби"

Как из подростка сделать лидера?

Уверен, нашему парламенту для его же политического здоровья полезнее иметь активную молодежную позицию, чем прикормленную молодежную палату. Но под таким соусом вести в политику молодежь никто не хочет. Зачем выпускать джинна из бутылки? Из тех партий, которые сегодня «звездят» на политическом небосклоне России, ни одной не нужна свободная, способная к самоорганизации молодежь. Всем нужны молодые «послушники», с горящими глазами, но без собственного мнения.

Власть в свои руки

Массовое неучастие российской молодежи в выборных кампаниях объясняется тем, что она сознательно или несознательно полагает, что от ее выбора ничего не изменится. Это позиция тоталитарного мышления. Зачем выбирать, если к тому, чем будет заниматься твой избранник, ты не имеешь никакого отношения? Логично? Да, если не отказаться от старых стереотипов.

Есть более продуктивный путь влияния молодежи на российскую политику, чем участие в выборах в качестве избирателя. Недоволен властью? Бери ее в свои руки! Не готов? Потренируйся на задачах меньшей сложности. Я двумя руками "за": детские парламенты как школы обучения законотворческой деятельности несовершеннолетних подростков нужны. Но зачем играть в «довесок» настоящего парламента, когда тебе больше восемнадцати и ты дееспособный гражданин? Вступай в партию или создавай свою, иди на выборы как депутат, а если не можешь, то участвуй в них в составе избирательного штаба или хотя бы в качестве рядового агитатора. Вот это будет, действительно, школа политической деятельности.

Технология самоуправления

Какие формы самоуправления студенческой молодежи нам известны? Конечно же, профсоюзы. Кто «главней» в студенческих профсоюзах: сами студенты или ректорат? Ключевая тема -  кто финансирует студенческие профсоюзы и кто принимает решение о распределении средств. А как отбираются и финансируются молодежные программы в западных университетских кампусах? Многие вещи стали для наших ребят откровением. Оказалось, что к деньгам, привлеченным на развитие различного рода досуговых и прочих программ, административный и профессорско-преподавательский состав университетов имеет лишь касательное отношение, даже если это деньги самого университета. Студенты сами решают, какие программы им нужны, и в какой пропорции расходовать на них имеющийся бюджет. Человечество давным-давно изобрело все организационные процедуры, необходимые для демократического принятия решений подобного рода, конкурсы проектов, тайное голосование и т. п.

Но такие формы работы - смерть для бюрократа, питающегося из «кормушки» централизованного распределения средств. Как мне показалось, сегодняшние студенческие профсоюзы российских вузов являются, по сути, дополнительным рычагом властных полномочий ректора, завуалированным под молодежное самоуправление. Мы привыкли критиковать платное обучение в вузах, но, оказывается, деньги, вложенные в образование из собственного кармана, зачастую являются для студента единственной гарантией от административного произвола. По крайней мере, в ходе дискуссии со студентами они честно признались: «Эти хозрасчетники могут иметь собственное мнение, а с нами, бюджетниками, никто цацкаться не будет - "коленом под зад" и в армию».

Откуда лидеры на Западе

Существуют ли модели «выращивания» национальной управленческой элиты на Западе? Безусловно — да. Но заметить их неискушенному взгляду практически невозможно. Нигде в демократических странах мира нет волшебной номенклатурной колеи, попав в которую, можно автоматически рассчитывать на высокие посты в бизнесе, армии, государственном секторе или крупном бизнесе. Но некоторые закономерности не могут остаться без внимания.

Подавляющее большинство руководителей крупнейших корпораций мира, военачальников, политических деятелей, не говоря уже о членах королевских семей, имеют самое непосредственное отношение к скаутскому движению.

Ни в одной стране мира число охваченных скаутскими программами детей не превышает 2-3% от общей численности детского населения. Исключение составляют Великобритания (4,5) и США (около 6%). Вот и получается, что из 3% детей вырастают 70-80% национальных лидеров. Странно? Для тех, кто знает педагогику скаутинга — нет.

Вместо «гомо-советикуса» нам нужно научиться делать из себя экономически эффективного «гомо-предприимчивуса», не согласного быть винтиком в механизме традиционалистского общества.

Несколько лет назад шикарный урок на тему «Как готовить автономную личность» мне преподнесли люксембургские скауты.

Готовим «гомопредприимчивуса»

Наш совместный проект подходил к концу. Оставалось только выполнить двухдневный поход, чтобы считать программу лагеря выполненной. Совместно с люксембургскими коллегами, молодыми волонтерами-учителями, мы прокладывали маршрут, рассчитывали снаряжение, составляли меню, назначали старших. Взаимное непонимание началось, когда дошли до младшей группы, состоявшей из десяти-двенадцатилетних скаутов и юных навигаторов «Новой цивилизации».

— Дети должны идти одни, — таким был вердикт люксембургских лидеров.

— Я не отпущу их одних, так как не собираюсь нарушать российское законодательство. К тому же, в случае чего, я буду отвечать перед прокурором за жизнь и здоровье своих воспитанников, - настаивал я.

— А как же дети станут взрослыми, если их по закону должны до 18 лет опекать? - удивились наши партнеры.

В конце концов, нашли компромисс. Два опытных российских инструктора с опытом войскового «спецназа», с биноклями и средствами маскировки на расстоянии неотступно следовали за детьми в течение всего похода.

Наш российский патруль, состоявший из 12 человек, был очень похож на модель российского общества: дети, не определив своего местонахождения, не утруждая себя необходимостью сверяться с показаниями компаса и карты, с уверенным видом сразу же отправились в том направлении, которое им показалось правильным. К полудню они окончательно заблудились, уйдя на территорию сопредельной Франции. Очень быстро беспечность и уверенность сменились растерянностью и раздражением. Дети начали ссориться, обвинять друг друга. Командная воля патруля была полностью парализована. В какой-то момент я был готов дать команду инструкторам выйти из укрытия и вернуть перессорившихся детей в лагерь. К счастью, не поторопился. Постепенно растерянность прошла. Карта и компас оказались в руках тех, кто действительно научился ориентироваться, а не тех, кто хотел выглядеть самым «крутым» лидером. Группа стала командой и уверенно прошла по маршруту. На финише детей трудно было узнать -  настолько окрепла их уверенность в собственных силах и повысилась ценность командной работы.

Друзья с горшка

Все содержание скаутских программ с их неиссякаемым духом приключений и странствий, а также активные игровые формы работы построены на удовлетворении ребенком подсознательной страсти — страсти к овладению миром. Зарубежная молодежь бесплатно работает в самых разных выборных кампаниях. Сотни тысяч молодых людей в США обеспечивают победу американским президентам, губернаторам, мэрам, не получая за это ни цента. Зачем? В демократиях западного типа есть вещи, ценящиеся не меньше, чем деньги и хорошее образование. Это связи, опыт и репутация. Активная общественная деятельность в западном мире - на вес золота.

Играть в демократию всю жизнь нельзя. Когда-то надо начинать строить реальное гражданское общество и в нашей стране. Для этого России нужен многочисленный отряд молодых демократически мыслящих лидеров, свободных от стереотипов тоталитарного мышления, сознательно выбравших либеральный путь для себя и своей Родины.

Анатолий ЕРМОЛИН.

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2007

Специальное предложение

"Услышь меня! Я рвусь к тебе"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!