ГДЕ НАША "САМОСТЬ?"
По данным ВЦИОМ, 70% опрошенных считают, что "русские люди по культуре и цивилизованности выше, чем все остальные народы мира", что "только русский может пожертвовать собой ради великих целей", что "только русский может обойтись без властных лидеров, без сильной руки, которая направляла бы его действия".
Такие ответы свидетельствуют, что народ России болен. Болезнь глубоко запрятана в подсознание и выражается в комплексе неполноценности, достигшем всеобъемлющих масштабов. Отстаивание своей "самости" и непредвзятого отношения к государству, в котором живешь, воспитание чувства уважения к себе и к другим необходимы, прежде всего, нам самим, чтобы понять, кто мы и какое место занимаем среди тех, кого считаем другими и, еще хуже, чужими.
ЦЕНА НАМ ПОЛУШКА
Немецкие таможенники перетряхивают в основном чемоданы русских туристов, по мнению испанских властей, все русские - воры, во Франции арестовывают наши корабли и самолеты, потому что они российские, во Львове запрещены русские песни, так как их приравняли к нецензурщине, русские - "не граждане" в странах Прибалтики лишены избирательных прав, Грузия, которая должна нам столько, сколько стоит сама, защищает чеченских бандитов.
Мы все чаще и чаще сталкиваемся с пренебрежительным, а кое-где унизительным отношением к нам. Почему наши соседи по миру позволяют себе так относиться к нам? Не потому ли, что мы сами к себе относимся не так, как другие к себе? Не потому ли, что мы сами себя чувствуем ущемленными в своих правах, помыслах и действиях? Но разве в этом виноваты другие? Куда делось наше чувство собственного достоинства и самоуважения? А может быть, оно у нас напрочь отсутствует, вытравленное на генетическом уровне?
…Со времен царя Гороха мы привыкли к тому, что между личностью и государством складывались такие отношения, когда мизерная часть общества олицетворяла государство, а оно, в свою очередь, делало из нас общую серую массу. За жизнь человека никто не давали и полушки, и именно такой она откладывалась в нашем сознании. В иных странах библейские слова "соль земли" обозначали активное социальное и трудовое население. У нас же часто принято было считать людей за быдло, мусор, лагерную пыль.
Традиционно, население у нас служит инструментом для решения задач, поставленных государством, а не наоборот, как в других странах. И значительному большинству живущих в России это кажется вполне естественным. Может быть, в этом наша вина, и не столько вина, сколько беда - и России, и народа. И мы зря ищем того, кто ответственен за такое положение, в то время, как ответственны мы все.
ТЯЖЕЛО БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ
Было время, когда в нас проснулось самоуважение. Время страшное и героическое - Великая Отечественная война. Мы победили в ней не только потому, что нас было много и мы выстояли, надрывая все жилы, а еще и потому, что ощутили себя личностями. Но как тяжело быть личностью, осознавая и творящийся над этой личностью произвол, и ее бессилие противостоять этому произволу.
Кто виноват? Власти, государство? Но не мы ли - русские, основной народ этого государства, титульная нация? Не мы ли, так называемый в то время советский народ, избирающий эту самую власть? Не мы ли, без душевной боли, с любопытством неофита ходили глазеть на пальбу между власть имущими в 91-м, в 93-м? Дети, что сегодня вступают во взрослую жизнь, увидели, что жизнь человека в России, так же как и несколько сотен лет назад, ничего не стоит.
Цивилизованный мир отказывается понимать наши денежные манипуляции, при которых невыплатой зарплаты наше правительство сдерживает инфляцию в стране. Так, задарма, у нас работали только при крепостном праве. Работа "на дядю" также давно уже является нашим образом жизни. И президент вынужден публично выговаривать своим высшим чиновникам, понуждая их быстрее отдавать населению страны заработанные, но никак не получаемые деньги, признавая тем самым, что невыплата зарплат и пособий - это прямое нарушение прав человека.
РАСПЛАТА ЗА ИДЕЮ
Прежде, решения партии и правительства принимали, не спрашивая мнения населения, хотя и с оговоркой, что все делалось "по просьбе трудящихся". Сегодняшние парламентарии не очень отличаются от своих предшественников и не спешат объяснить населению, с чем связано то или другое судьбоносное решение умных голов. Но ведь и старшекласснику понятно: значимость вопроса диктует необходимость проведения референдума. Почему именно плохое старое все больше приживается в нашем новом мире?
Есть же возможности привести в равновесие общество на основе равного и честного соблюдения государственных, общественных и частных интересов. Именно этот принцип заключает в себе идею социального равенства и партнерства. Сама по себе она не нова и, поэтому, универсальна. Другое дело, что мы часто воспринимаем ее как национальную. И тяжко за нее расплачиваемся - революциями, гражданской войной, русским бунтом, погромами, дефолтами, кризисами.
Почему же у нас никак не налаживается достойная жизнь? Думаю, нам надо избавиться от двух разрушительных крайностей российской ментальности - самодовольства и самоедства. "Простой русский человек", обыватель и мещанин, ставший активным гражданином и осознавший себя "солью земли русской", обретет чувство собственного достоинства, будет уважать себя и сограждан своей многонациональной страны. Мы перестанем искать виновных и обязанных нам, а будем обязаны самим себе и окружающему нас миру.
ПОРА СОБИРАТЬ КАМНИ
За годы, прошедшие после развала Союза, приехавшие в Россию за лучшей долей представители бывших союзных республик сумели приспособиться к российской действительности.
Но мы, русские, слишком долго осознаем настоящее и с подозрением присматриваемся к происходящему. Наше сознание либо не готово еще осознать новые формы социальных и национальных отношений, либо считает их для государствообразующего народа неприемлемыми. Вроде давно пора понять, что время разбрасывать камни уже прошло. Пора собирать. Пора браться за ум, достойно встречая настоящее и присматриваясь к будущему. Возможно, что строить его, нравится кому-то или нет, придется с приехавшими к нам. И в данном случае хорошо, что русский народ остается основной нацией нашей страны, так как у значительной части русского народа не атрофировалось русское сознание и еще присутствует чувство личной ответственности за судьбу России.
Анатолий Уралов, социолог
|