КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ИЛИ ШВЕДСКАЯ?
После публикации интервью с академиком Б.И. Искаковым «Тогда я понял – мой дом в огне» в №2 за 2007 год редакция получила немалую читательскую почту. Мы попросили Бориса Ивановича ответить на вопросы, которые чаще всего содержались в ваших письмах.
СКРЫВАЮЩИЕ ДОХОДЫ
- Борис Иванович, ваши мысли о России, детях России переворачивают душу. Но ведь есть же сдвиги положительные, многое еще можно сделать, если делать. Ваши выводы обоснованны, но, может быть, о будущем лучше думать оптимистичнее? Тогда реальность ответит тем же.
- В демографической ситуации по итогам 2006 года впервые забрезжил свет в конце тоннеля. Если позитивные тенденции будут поддержаны, то у страны возникает надежда на возрождение. Уже в 20-х годах можно ожидать смену депопуляции на естественный прирост. Почему серьезных сдвигов невозможно быстро достичь? Ухудшить положение в демографии можно гораздо быстрее. А вот создать, улучшить – долго и медленно. Такое накопление позитива – это одно-два десятилетия направленной работы.
К сожалению, не все возможности еще задействованы. Очень мощный пласт, который не используется, это оптимизация социально-экономической политики. Олигархи лоббируют плоскую шкалу налогообложения. А справедлива и нужна России прогрессивная шкала. Рузвельт не побоялся вести борьбу с олигархами. Не случайно он четырежды был президентом Соединенных Штатов.
Есть и другие вопиющие вопросы, на которые власть должна дать ответ. Существует такое понятие, как коэффициент расслоения. Это отношение доходов самой богатой десятины населения к доходам самой бедной. По мировой статистике известно: если этот коэффициент не больше 7-8%, страна еще может надеяться на мягкое социальное развитие. Если он возрастает до 10%, то страну неизбежно ждут социальные потрясения, революции.
У нас сейчас, даже по официальной заниженной статистике, этот коэффициент – 15%, но Федеральная служба статистики оговаривается, что этот коэффициент выше, и значительно. Независимые эксперты называют 25-30%, а по Москве - больше 50%. Почему значения разнятся? Потому что имущие скрывают свои доходы.
Социальные конфликты зреют. Не случайно сейчас идет возрождение социалистических идей. И не только в России, но во всем мире. А поэтому, вслед за Рузвельтом, олигархов нужно заставить соблюдать законодательство – и налоговое, и в распределении доходов.
ВИНОВАТЫ ВСЕ
- Хочется узнать ваше мнение – во всех бедах и напастях виноват сам русский человек, а не только деньги и власть имущие? Или так «обложили», унизили простого человека, что строго спрашивать несправедливо?
- Прав Достоевский, когда говорил, что «все мы виноваты». Действительно, виноваты все, но виновность в разной степени ложится на разные слои народа. Наибольшую ответственность несут политические элиты. В нужный момент кто-то оказался коррумпированным, кто-то растерянным, кто-то просто глупым. В итоге дали свершиться принудительному разрушению великой страны – Советского Союза, разделению народов по разным квартирам и созданию многих-многих проблем, которых наша страна не заслуживала.
Виноват и народ. Только если политической элите нужно преодолеть недостаток политической воли, то от народа требуется преодолеть недостаток активности. На Западе граждане сами борются за экологию, не нуждаясь в подсказках. Значит, нам тоже надо выращивать в себе чувство хозяйственности, чувство ответственности, в том числе, за беспризорных детей.
В ЯПОНИИ ЕСТЬ ФЕОДОЛИЗМ?
- Хочется понять, какого направления держаться России? Какой из путей будет жизнеспособным, наилучшим для страны и всех нас? Что мы стремимся построить?
- Ориентация на западный путь нам не подходит, слишком велико своеобразие России. Наилучшее - идти по пути синтеза всего ценного, лучшего, что есть у Востока и Запада.
Мы должны учитывать весь мировой опыт. Американская модель нас не устраивает, китайская еще не показала свои зубы, но ясно, что там не все так просто. Мы должны идти своим путем. Правильная концепция в том, что мир многополярен, и мы должны наращивать активность Русского Центра. Развиваться самобытно – сочетая преимущества социализма, капитализма и феодализма.
Сегодня в мире налицо несколько моделей социально-экономического развития. Например, японская модель, в основе которой записано, причем официально - сочетать преимущества социализма, капитализма и феодализма. Казалось бы, феодализм похоронен. Ничего подобного. То, что в Японии есть император (один из элементов японского феодализма), позволяет наращивать патриотизм, собирать энергию народа, фокусировать ее и направлять в нужное русло. Шведский король - тоже символ единения нации. История показывает: активное использование положительных сторон каждого строя дает возможность ускорить развитие.
Для России не идет речь о монархии в чистом виде. Но понятия русской чести, доблести, офицерского достоинства - это те же элементы феодализма, которые работают. Далее, чему отдать предпочтение – элементам капитализма или социализма? Сейчас два варианта привлекают наше внимание – капитализированного социализма (типа китайской модели или ленинского НЭПа) и вариант социализированного госкапитализма (шведский социализм). Оба эти варианты жизнеспособны. Но китайская модель дает большую динамику. К этой наиболее перспективной модели уже сегодня склоняется Белоруссия.
При итоговом выборе наилучшего для нас нужно учесть вот что. Все-таки, что бы ни говорили либералы, капитализм несет падение нравов, усиление человеческого эгоизма. При выборе нужно также учесть предрасположенность России к общинному коллективизму. Как это сейчас реально достижимо? Лужков прав: нужен пересмотр криминальной приватизации. А это та священная корова, к которой наша администрация боится прикасаться.
- Мы выходим на знаменитый закон Веббера: капитализм может успешно развиваться лишь при жестких ограничениях эгоизма имущих, банкиров, предпринимателей, политиков. Если не установить нравственных пределов, то система начинает поедать сама себя.
- Этот закон един для всех формаций, он универсален. Если мы хотим преодолеть падение нравов, а следовательно, преодолеть опасность общего тупика человеческой цивилизации, русские должны прийти к идее Православного (или Христианского) социализма. Мы должны обязательно опираться на более широкие критерии. Духовные компоненты намного выше и значимее. Это диктуется всей системой приоритетов русской славянской цивилизации.
Сегодня мы проходим важнейшую геополитическую точку. Это точка разделения, осознания вариантов развития и момент итогового выбора. Однако надо учесть, что после того, как мы выберем направление, менять его уже будет поздно.
Подготовила Ольга Пуздрова
|