Пономаренко Виктор Викторович ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПАТРИАРХУ

 

Ваше Святейшество!

Обращаюсь к Вам, уповая на Вашу мудрость Пастыря и высоко ценя Ваше деятельное внимание к важнейшим общественным явлениям. 


Мир охвачен кризисом, который, оценивая поверхностно, называют экономическим, в то время как он имеет характер гуманитарной катастрофы. Основная причина критического положения – это прогрессирующее, достигшее опасного уровня отчуждение человека от труда, могущее повлечь за собой кризис веры в благое предназначение человечества. 


Тяжело сознавать, что в этой ситуации основные силы общества направлены на упорядочение финансов – ведь это все равно, что бороться с высокой температурой (и только!) у больного воспалением легких. 


Не та причина страдания, и иным должно быть лечение. 


Неурядицы в финансовой сфере – лишь частное следствие упадка производительных сил, вызванного крайне некомпетентным управлением человеческим потенциалом. 


Общество пришло к тому, что многие люди (судя по масштабам негативных явлений – критическое большинство) утратили интерес к трудовой деятельности, как таковой, к ее смыслу и содержанию. Актуальной признается лишь так называемая «внешняя мотивация» к труду – высокие заработки, престижность профессии, надежность общественного положения. 


Формируется мировоззрение, возводящее на пьедестал общественного почета рантье – индивида, живущего за счет своих прежних или, хуже того, чужих усилий. На этом моральном фоне человек-труженик выглядит если не сатирическим, то, по меньшей мере, идеализированным персонажем. 


Размывается основа существования и развития личности и социума. 


Причина тому – не чья-то злая воля, не какие-то мистические непреодолимые обстоятельства, а элементарные упущения в образовании и воспитании людей, в отсутствии действенной системы профессиональной ориентации населения. 


Я – психолог. Более двадцати лет занимаюсь изучением закономерностей формирования личности, социальных отношений, индивидуальных различий в поведении. И все более укрепляюсь во мнении – на свете нет некачественных, никчемных людей. Точнее, таковыми не рождаются. 


Каждый из живущих изначально нацелен на созидание и взаимодействие. Каждому дарован большой запас прочности, позволяющий оставаться полезным и востребованным членом общества даже при существенных потерях здоровья. Всему, что заложено в природу человека – даже агрессивности! даже честолюбию! даже робости! – может быть найдено конструктивное применение. 


Лишь одно разрушает безжалостно и бесповоротно, делает человека несчастным и недовольным судьбой – невозможность самореализации в труде. 
Самореализация – это деятельность, в процессе и результатах которой воплощено все, что свойственно индивиду, что заложено в нем природой и обществом: склад ума, темперамент, содержание личности. Воплощено всецело, без остатка, ибо нереализованный потенциал пожирает своего обладателя изнутри, рождает переживание неполноты и неполноценности происходящего. 


С управленческой точки зрения, самореализация – это образ жизни, когда решение разнообразных насущных задач происходит быстро, продуктивно, с наименьшими затратами. Каждый человек, осознанно или интуитивно, стремится к самореализации – ведь это наиболее эффективный способ существования. 
Противоположность самореализации – непосильный, изматывающий, каторжный труд, врастание индивида в систему общественных отношений не благодаря, а вопреки его психофизической природе. Это – несчастье. 


Такой жребий невозможно любить. Люди, которым он выпал, стремятся избавиться от него по мере сил. И это понятно, ведь вместо радости труда они вынужденно испытывают отвращение. Труд для них не награда, а наказание, в лучшем случае – тяжкая повинность. Поэтому за потраченные силы и время они требуют компенсации. В их трудовых отношениях преобладает сугубо потребительская психология. 


«Без денег я и пальцем о палец не ударю», – заявляет такой работник, не сомневаясь в своей правоте. 
Но это обман и самообман. Никакими деньгами нельзя компенсировать несчастье, и нет такой зарплаты, которая заставила бы человека стремиться к трудовым достижениям в обход самореализации. 


Более того, невозможно стать по-настоящему компетентным профессионалом, если в труде ты не воплощаешь самого себя. Верно сказано: «Бескорыстно можно любить только свое дитя и свое дело». Добавлю: если это дело действительно «твое», ты в нем полностью реализован, как личность. Некомпетентность – закономерное следствие нереализованности. 


«О какой самореализации можно говорить в условиях неразвитости производства, нецивилизованной конкуренции и тотального недоверия людей друг к другу?» – Раздраженно спрашивают скептики. 


Воплощение человека в созидательной деятельности – не идеал, а эталон, любое отклонение от которого чревато потерями эффективности социального взаимодействия. Самореализация – не благое пожелание, а потребность, непременное условие качественной жизни. 


Без самореализации нет профессионализма и компетентности. 

Без компетентности нет доверия. 
Без доверия нет веры. 
Без веры нет будущего. 


Нереализованные в труде люди пытаются удовлетворить потребность в самореализации суррогатными путями: ищут возможность раскрыть свой потенциал в криминальном поведении, в интриганстве, в «партизанских войнах работников с работодателями» (существует и такое понятие). 


Язвы общества – пьянство, пристрастие к азартным играм, наркомания, сексуальная распущенность, лихоимство, рвачество – неискоренимы именно потому, что это не просто «вредные привычки», «плохие поступки». Это суррогаты самореализации. Погружение в них создает иллюзию осмысленности жизни. 


Вот почему общество обязано создавать все необходимые условия для реализации индивида в трудовой деятельности. И начинать нужно с изучения каждого человека с точки зрения наличия у него профессионально важных психологических качеств. Без этого рациональное управление в социуме невозможно. 
Но что делает общество для этого? – Увы, ничего. Или крайне мало. 


Весьма показателен провал системы профориентации российской молодежи, который обнаружил себя в этом году в ходе вступительных экзаменов в вузы страны. Многие абитуриенты буквально веером разбросали аттестационные документы по десяткам (а в отдельных случаях – сотням) различных университетов, признав тем самым свою неготовность к осознанному выбору профессионального поприща. 


Человек, случайно попавший в профессию, и потому тяготящийся ею, никогда не станет надежным и продуктивным работником. Производство, где накоплена критическая масса ненадежных горе-специалистов, презирающих труд (а можно ли уважать каторгу?), способно продержаться на плаву лишь за счет недобросовестного экономического поведения. 


Погоня за прибылью любой ценой, в ущерб качеству продукции, девальвирует такое производство в глазах общества. А инвесторов отпугивает его плохая управляемость. Как следствие, финансовые потоки устремляются не на поддержку заводов и фабрик, а выплескиваются на спекулятивные площадки. 


Денежная масса увеличивается, труд обесценивается, риски предпринимательства многократно возрастают. Таков, схематически, механизм современного кризиса. 
Сама постановка вопроса: «бизнес существует для обеспечения благосостояния общества» вызывает гомерический хохот. А ведь экономика, со всеми ее изощренными инструментами, не нужна ни для чего иного. Социальные блага – их эффективное производство и рациональное распределение – вот цель деловой активности. А мы смеемся над этим. Категорически отказываемся это признавать. Что это? Мир стоит на голове? Но судьба такого мира плачевна. Человеку нечего делать в мире, лишенном индивидуального смысла. Но смысла не обрести в жизни без своего дела, без полноценной самореализации. 


Скепсис, нигилизм, рост рентных настроений («я никому ничего не должен, но все должны мне») характерны для нашего времени, для нашего общества. В этом психоэмоциональном состоянии пребывают люди всех возрастов. Исключения бывают, но они редки и не создают адекватного противовеса. 


«Как жить дальше? Для чего и во имя чего?» – Спрашивают себя многие, сквозь эйфорию погони за материальным достатком, и не находят ответа. Специалисты отмечают беспрецедентный рост депрессии (подавленности) и апатии (безразличия) в глобальных масштабах. 


Следует сказать, что определенные меры в обществе предпринимаются. В этом аспекте весьма показательно «ползучее» – постепенно, но неуклонно распространяющееся – изъятие человека из производственных технологий. Дескать, если «человеческий фактор» не способствует и даже мешает эффективному производству, не лучше ли его вообще исключить?


Подтверждает эту тенденцию и поиск выхода из кризиса – исключительно макроэкономическими средствами, путем финансового регулирования. О человеке и его потребностях и речи при этом не идет. Человек – инструмент, винтик экономического механизма, причем самый ненадежный и слабый. Такова логика антикризисной и, в целом, управленческой, активности. 


Но замена людей роботами – не выход. Я вовсе не противник научно-технического прогресса, но, как психолог, хорошо понимаю: человек, лишенный радости труда, не может быть счастлив. Самое существование человечества оправданно его созидательной активностью. Знаю, есть футурологи, спокойно прогнозирующие в недалеком будущем Землю без людей, активность разума не в человеческом, а в каком-то ином обличии. Но все мое существо протестует против подобной перспективы. Уверен, я не одинок в этом протесте. 


Не отстранять человека от производства нужно, а, напротив, создавать условия для его максимальной самоотдачи в труде. Но прежде необходимо выстроить систему изучения профессионально важных задатков каждого. Сделать так, чтобы еще в раннем возрасте люди попадали в поле внимания компетентных специалистов (которые сами успешно реализованы на психолого-педагогическом поприще). 


Следует осознать, наконец, что распознавание характера и склада ума юного человека гораздо важнее, чем насыщение его мозга информацией. Скажу больше: без уверенного, глубокого знания индивидуальных особенностей ученика его воспитание и образование теряют смысл. Универсальные рецепты, общие, недифференцированные подходы мало эффективны. Педагогический процесс должен быть максимально индивидуализирован. 


Прикладная психология сегодня располагает проверенными, надежными инструментами диагностики профессионально важных особенностей человека. Они с успехом используются в ряде «специальных» отраслей. Увы, эти инструменты почти не известны школьным психологам и педагогам. 


Предстоит существенно обогатить научно-методический арсенал педагогических вузов, создать сеть психологических лабораторий и служб в территориальных органах управления образованием. В каждой школе должен работать целый штат психологов, сопровождающих воспитательный и образовательный процесс. Нагрузка на учителя и психолога не должна превышать нормы управления (максимум 9 учащихся на уроке или групповом собеседовании), чтобы ни один подрастающий человек не был забыт и потерян. 


Непременно должна быть восстановлена на новом организационно-методическом уровне связь образовательных учреждений и производства, в широком смысле слова. Не профанация предпрофессиональной подготовки, а подлинное знакомство с будущей профессией должно стать нормой школьной жизни. Не все подряд должны направляться, «для галочки», на экскурсию на конкретное предприятие или на производственную практику, а лишь те, кому это интересно в плане трудовой самореализации. 


Человек – не универсальная машина. Он должен подходить к будущей профессии, как ключ к замку. Свойства как этого «ключа», так и «замка» должны быть заранее хорошо известны людям, ответственным за воспитание новых поколений. 


России необходима система перманентного, в течение всей жизни человека, профессионально ориентированного образования. 


На ее создание следует потратить столько ресурсов, сколько потребуется, ибо это – безусловный приоритет. Только в этом спасение нации – и сегодня это уже не звучит излишне пафосно. Пора браться за дело, засучив рукава. 


Почему я обращаюсь с просьбой о моральной и организационной поддержке этого начинания к Православной Церкви? – Потому что она человеколюбива. А речь идет об истинном благе человека. О том, что все мы, в суете мирской, легко попираем в погоне за сиюминутными выгодами. Лишь Церковь никогда не поступается этим благом и ревностно блюдет интересы своей паствы. Она отделена от государства, но неотделима от общества. 


Почему не ищу поддержки у светских властей? – Потому, что они инертны. Сколько благих намерений погребено под ворохом служебных бумаг, сколько отложено «в долгий ящик» – не сосчитать! Армия чиновников прирастает контролерами, а не созидателями, увы. 


Время бить в набат. А набатный колокол – на самой высокой башне. 


Ваше Святейшество! Уповаю на известные всему миру Ваши человеколюбивые устремления и дела. Прошу благословения и поддержки. 


Со своей стороны готов отдать все силы, знания и опыт делу организации в России системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки населения. 

Пономаренко Виктор Викторович – врач, психолог, менеджер государственного управления. Председатель правления Автономной некоммерческой организации «Центр эффективных технологий обучения», г. Москва.

Комментарии наших читателей

Виктория 2908 дней назад в 15:10:46
Все, что говорит Виктор Викторович, правильно. Обязательно надо думать облаге человека. Власти абсолютно не заинтересованы в этом. Онитолько все правильно декларируют, а ничего не делают. А вот церковь может помочь, ведь у каждого человека в душе есть Бог. И поэтому он может прислушаться к слову Патриарха. Поддерживаю Пономаренко! Ждем ответа Святейшего Кирилла.
Ольга Бурзина 2248 дней назад в 10:56:48
Где можно прочесть долгожданный ответ Святейшего Кирилла?
Ольга Бурзина 2902 дня назад в 16:52:26
Меня заинтересовало ваше письмо и на своей странице я разместила ссылку на него.
Можете прочесть отзывы перейдя по ссылке http://www.proza.ru/comments.html?2009/09/22/640, возможно, появится что-то новое. На сегодняшний день все отзывы привожу целиком.
"Вопрос очень важный для каждого.Несомненно, кризис в так называемом "цивилизованном мире" ДУХОВНЫЙ! В этом вся БЕДА.Если человек готов только потреблять( но не духоную пищу, а "ИНУЮ"), то ничего хорошего из этого не выйдет.Важную роль в России всегда играла литература.Сейчас ее значение скорее с "минусом", чем с "плюсом".Что делают наши самые раскрученные писали?Акунин? Талатлив.Но занимается тем, что мастерит "старинные табакерки",из которых "выскакивает Фандорин".Донцова "развлекает женщин, занятых тяжелым трудом", Маринина "дальше" "милицейских романов" не пойдет. Не дано.Улицкая-интересный писатель,но круг ее тем "замкнут".Устинова только еще больше "надувается", когда ее показывает по телевидению.Наши очень неплохие сатирики-Задорнов, Измайлов как-то "помельчали".
Ерофеев-этот за "пост на радио Свободы" продаст что угодно. Пелевин забавно , конечно, пишет о "жизни насекомых"( как комар комариху полюбил),но не надо ему браться за "Чапаева" ("Чапаев и пустота").Не след писателю трогать знаковые фигуры...
Сорокин-сходит в туалет, потом рассматривает и описывает...В конце концов, конечно, каждый волен писать, что он хочет и КАК хочет.Но не надо "перелицовывать классиков"( Уже у одного- некто "Чехов ходит по экрану телевизора с саквояжем с краденными алмазами", а один ВЕДУЩИЙ договорился до того, что Чехов помогал отцу в "Лавке Чеховых" в Таганроге и "обвешивал" покупателей..Дуэли сейчас " не в моде", в моде килеры и проститутки, о чем со знанием дела написал Ерофеев, назвав роман "РУССКАЯ красавица". И Куприн писал о проститутках ( "Яма"), но как писал?..Так вот жаль, что дуэли "вышли из моды"...А вот-то, что Чехов, будучи уже больным, поехал на Сахалин, в "каторжный край"-этого уже никто знать не будет, а Чехов будет ассоциироваться с "Тем", что
"обвешивал в лавке отца покупателей"и " с крадеными алмазами"... Такое мог сказать только малограмотный мерзавец.Так что мы хотим? Какие "песни", такая и жизнь будет...Когда-то Голливуд "сделал Америку" ( Хеппи энд), сейчас Голливуд тоже "поехал"-битье, насилие, "толератность"-терпимость ко всякой мерзости..Значит, и Америке приходит конец...

Игорь Гарри Бондаренко 01.10.2009 03:01 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
"Россия, как и весь мир, заслужила нынешний упадок литературы. Более того, сейчас хорошего писателя надо рассматривать как халяву, которую мы не заслуживаем".
Алексей Богословский Литература и диссиденство
Эту цитату среди прочих включила в свое "Писательство 1-3". Думается, она вполне созвучна и вашим мыслям.
Не могу с полной определенностью высказаться о творчестве перечисленных вами писателей - не всех читала. Но принижение классиков чувствуется во всем. Но они, право, не виноваты, что большинству населения нынче не по зубам чтение классики.
Об одном факте мне хотелось тоже упомянуть - была я преданной поклонницей Марининой до тех пор, пока не вышла на ПРОЗУ, где убедилась, есть авторы более талантливые.
С уважением!
Ольга

Ольга Бурзина 01.10.2009 13:08 "
"Написано в общем разумно и правильно. Для предельной краткости прокомментирую предложение, чтобы на 9 учеников был бы один учитель. Я давно стал мечтать об обществе, где все станут учителями для окружающих детей и др. Пусть они передадут другим все то, в чем они, действительно разобрались и за что полюбили свое дело. Потому, что любовь к работе это и есть суть производственной и творческой культуры. Это можно делать часто бесплатно, потому, что такое дело доставляет величайшее удовлетворение. Я бы не стал уповать на церковь, одна из забот ее организаторов далеко не благо всего общества, а охрана
благополучия (безопасности) тех, кто у нас обогатился известно как, а потом в знак благодарности посодействовал за народный счет отстроить
на несчетные миллиарды (триллион?)перезолоченые храмы, когда Россия потеряла ~10-15 миллионов от недоедания, недолечения и т.п.
Кстати, человеколюбивость церкви очень неточная ее характеристика. Достаточно вспомнить о прославленной легенде о всемирном потопе. Он по мнению церковников (и тех сравнительно примитвных людей, которые были современниками создания самой легенды) "справедливо" погубил сотни миллионов населения того времени (за грехи в миллионы раз меньшие, совершавшиеся отдельными гражданами (сравните дело Чикатило и дедо вемирного потопа).
Захарьев

Но это не

Борис Захарьев 30.09.2009 15:18 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Мне тоже понравилось изложение идей, они действительно разумны, но к сожалению, по своей сути, утопичны.
Согласна, что и адресат выбран неудачно. (Но другого, более подходящего в нашем обществе я не вижу).
Церковь во все времена была на стороне правящего класса. Кто платит, тот и музыку (проповедь) заказывает. Уделом всех остальных провозглашается терпение.
Удивительно, что даже мы, бывшие воинствующие атеисты, желаем друг другу здоровья, счастья и терпения.
Когда я слышу такие пожелания в свой адрес, рекомендую терпение оставить себе, мол, я уже натерпелась и ничего хорошего в этом не вижу.
Спасибо за подробный отзыв!
Ольга

Ольга Бурзина 30.09.2009 16:12"
С благодарностью!
Ольга Бурзина
Кордюкова Людмила 2899 дней назад в 11:13:45
Благодарю Виктора Викторовича за столь важную и значимую статью! Это и результат огромной работы,проделанной в процессе своей профессиональной деятельности. Говорю об этом совершенно уверенно, т.к. имела честь и счастье общаться с этим человеком, когда работала в ИМП МЭСИ.Статья вовсе не утопична, а своевременна и необходима. Кто еще собрался со своими силами и стремлением, чтобы обратиться к Патриарху? Таких нет! И замечательно, что в нашей стране есть такие умные и небезразличные люди. Только посредством такого обращения можно что-то изменить в нашей жизни. Древние говорили:"Дорогу осилит идущий". Этого не стоит забывать. Спасибо,уважаемый Виктор Викторович, что есть ваши статьи, ваши книги,которые многому учат и помогают нам. С уважением,Людмила Ивановна.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Август 2009

Специальное предложение

Алла Иошпе

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!