Анатолий ПережогинАнатолий ПЕРЕЖОГИН: УЧИТЕСЬ ВДОХНОВЕНИЮ

Как пишутся стихи, не замечали? Наверно так же, как растет трава.
Из перегноя счастья и печали проглядывают главные слова.
Нас покоряет миг стихосложенья и опьяняет рифмы перезвон
И кажется весь мир как наваждение, когда мы попадаем в верный тон.
Так кто же вдруг диктует эти строки? Нам непонятна истина сперва.
Весь мир, цветущий рядом вдоль дороги, подсказывает светлые слова. 


Автора этих строк, члена союза писателей-переводчиков России, кандидата физико-математических наук, профессора МГОУ Анатолия Афанасьевича Пережогина знают не только его нынешние воспитанники-студенты, но и многочисленные выпускники ведущих вузов: МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ. Здесь он работал долгие годы. Его знают коллеги по работам в области небесной механики, теории устойчивости движения, системного моделирования функциональных процессов в живых организмах, философии творчества и технологии обучения. Анатолий Пережогин известен любителям поэзии по книгам, музыкально-поэтическим спектаклям, которые, кстати, он не только ставит сам по своим же сценариям, но и исполняет вместе с друзьями - известными поэтами и музыкантами. А в 2006 году он предстал перед телезрителями в качестве актёра, снимаясь в художественно-документальных сериалах, научно-познавательной программе Галилео.


Невольно задумаешься, как может один человек добиться значимых, признанных обществом результатов во многих областях науки и культуры. Вот он рассказывает, как семь лет пел в мужском хоре МИФИ, защитил диссертацию по небесной механике, выполнил оригинальные научные работы в области медицины, занялся педагогической деятельностью в высшей школе и разработал теорию обучения и усвоения знаний, которую применяет на практике. Его разработки, пожалуй, могли бы потянуть и на еще одну диссертацию. Только нет времени на формальное получение педагогической степени, т.к. в 33 года он неожиданно открыл в себе поэтический дар. 


Анатолий ПережогинИ вот, наконец, Анатолий Пережогин произносит фразу, которая все ставит на свои места: "Думаю, что все эти годы по жизни меня вело вдохновение, в основе которого лежит интерес. Именно это состояние помогало мне достигать тех вершин, которые меня манили. Всякий раз, осваивая новый для меня предмет, я учился вдохновению".


Так можно ли научиться вдохновению, чтобы сохранять это состояние в повседневной жизни, выясняла наш корреспондент в беседе с профессором Анатолием Пережогиным. Накануне Дня знаний эта тема, возможно, будет для читателей весьма актуальной.

- Вы были успешным студентом и знали, как надо учиться?


- Мне учеба давалось мне с большими усилиями и меньшей эффективностью, нежели могло бы быть. Если бы я знал и владел в тот момент настоящей технологией обучения, результат был бы намного лучше. Хотя с преподавателями мне в основном везло.


Позже, преподавая сам и консультируя студентов, сделал для себя первые открытия. Выяснилось, что даже лучшие из учеников по-настоящему не улавливают связи не только с ранее изученными дисциплинами, но и между изучаемыми вопросами внутри курса. Вместе с тем, обучение - это последовательность взаимосвязанных и взаимозависимых убежденностей и компетентностей. 


Я сделал вывод, что для учащихся нужен общеобразовательный курс под названием "Учись учиться". Его кстати нет до сих пор. Как известно, наличие развитой технологии в какой-либо отрасли даёт быстрый количественный и качественный практический выход. У всех перед глазами примеры с компьютерной техникой или автомобилестроением. Нынешние тенденции в образовании свидетельствуют об отсутствии широкого применения существующей современной технологии обучения (СТО), как преподавателями, так и студентами. Посмотрите: многие родители в настоящее время вынуждены сидеть со своими детьми при выполнении домашних заданий, а преподаватели вузов нередко наталкиваются на неспособность студентов усвоить не только необходимый материал, но и азы предмета. 


- Что, по-вашему, значит современные технологии обучения?


- Я имею в виду науку об оптимальных процедурах обучения. Она включает в себя знание: об основных препятствиях в обучении, их проявлениях и способах преодоления; о компонентах понимания; о формуле общения; о шкале эмоциональных тонов; о состояниях жизнедеятельности и шагах, выполняя которые можно повышать свою продуктивность и другое. Под словом знание я пониманию полную уверенность и понимание информации. Есть интересная задача - изменить способность студента обучаться и усваивать изученное, а также улучшить эту способность, лишь изменяя методику преподавания. 


Современный мир и современные учебные заведения требуют от учащегося не просто грамотности - умения читать и писать, - а способности без какого-либо напряжения смотреть на страницу и усваивать то, о чём там говорится, а затем сразу же с легкостью применять на практике. Любой, кто мог бы делать это, был бы суперграмотным.


Обычный грамотный человек способен читать слова и записывать их в уме. В его уме слова "понимаются" как другие слова. Суперграмотный человек использует концепты - идеи или понимания. Он думает идеями, к которым может легко подбирать слова, и потому он может ясно излагать свои мысли на бумаге. Другими словами, когда человек суперграмотен, он читает не слова, а понимания, поэтому он может действовать.


- А как насчёт обычных учеников? Работает ли технология обучения в этом случае?


- Фокус в том, что при знании и применении современной технологии обучения и преподавателями, и учащимися большинство обычных студентов может стать суперграмотными. Многие дети поначалу хотят учиться, но, походив в школу, это желание теряют. Так вот правильное применение СТО возрождает желание учиться.
Приведу пример. Каждому, наверное, знакома ситуация, когда он прочитал страницу и не получил ни малейшего представления о том, что только что читал. И даже если он перечитывает страницу вновь, то в голове всё равно ничего не остается. Если это так, значит, человек столкнулся с основным препятствием в обучении - непонятым словом. Это препятствие главное, поскольку из-за него чело век может бросить учёбу. Непонятое слово как забытый пинкод мобильника. Без него сложно воспользоваться телефоном, например, войти в собственную записную книжку. Стоит узнать пинкод - прояснить слово, и все необходимые действия станут доступными.


- Не пытались ли вы донести до широкой общественности свои наработки?


- В 2004-2005 годах мне довелось сделать около полутора десятков радиопередач из серии "Учись учиться" на Калужском городском радио. На них был большой отклик, потом я выступал по приглашению перед родителями и учениками. Публиковал заметки в газетах Петрозаводска, Ижевска, Королёва.
А для своих коллег делаю доклады на методических семинарах, международных и Всероссийских конференциях, публикую статьи на эту тему.


- А какой областью небесной механики вы занимаетесь? 


- Исследованием устойчивости движения с учётом светового давления. Световым давлением называют механическое воздействие световых лучей, производимое на облучаемые ими тела. Оно вызывается взаимодействием между фотонами света и освещаемой поверхностью, которая отражает или поглощает свет. Звёзды, в том числе и Солнце, излучают электромагнитные волны не только в видимом световом диапазоне: многообразие физических процессов, происходящих на звёздах, порождает электромагнитное излучение в огромном диапазоне длин волн - от сверхдлинных радиоволн до гамма-лучей. В 1899-1900 г.г. русский учёный П.Н. Лебедев впервые экспериментально доказал, что свет способен оказывать давление на тела, а также разработал строгий математический аппарат теории светового давления. 
Давно существует идея использования светового давления, как экологически чистого источника движения в космосе - идея солнечных парусов. Сегодня более востребованными становятся важные экологические проекты с использованием таких солнечных парусов. Это очистка ближайшего космоса от технологических осколков, космическая защита Земли от астероидов и комет, защита от торнадо, сейсмически неблагополучных участков Земли от Солнца, "даровое" снабжение энергией участков земной поверхности, в частности, для их освещения, разгон туч без загрязняющих реагентов. Удобный способ захоронения радиоактивных отходов, не загрязняющий ни нашу планету, ни окружающее космическое пространство.


Фантастической пока кажется мысль, высказанная Циолковским, о возможности межзвёздного полёта отражающего свет экрана-паруса, движимого лучом лазера. Вообще же переплетение науки и фантастики в идее использования солнечных парусов самое тесное и плодотворное. Едва ли не самый замечательный при мер соотношения науки и фантастики являет нам знаменитый английский писатель Артур Кларк в рассказе "Солнечный ветер", который чуть не стал реальностью в международном проекте "Регата в конце 80-х - начале 90-х прошлого века. Сейчас, когда вы будете любоваться сиянием солнца, представьте, сколько блага может оно принести при умелом использовании достижений космонавтики:


Пусть светлый солнечный поток
Не только напоит росток,
Но и наполнит паруса!
Пусть наша гордость и краса -
Летящих парусников круг -
Осветит ночью Землю вдруг!


- Кстати о вдохновении, вы довольно поздно начали писать стихи. 


- Действительно, я написал своё первое стихотворение лишь в 33 года, до этого не делал ни одной попытки. Пытаясь оптимизировать свою деятельность, сначала написал для себя тезисы "Как находиться в состоянии вдохновения в повседневной жизни". В качестве проверки работоспособности сделанных осознаний сложил несколько стихотворений, которые до это го никогда не писал. С этого времени стихотворения стали рож даться регулярно.


- И как же находиться в состоянии вдохновения в повседневной жизни?


- Чтобы ухватить суть, обратимся к словарю: вдохновение - творческий подъём, прилив творческих сил. Если сказать совсем кратко: для того, чтобы вдохновение пришло, необходимо начать что-то создавать. Основное качество духовного существа, т.е. человека - это способность творить, быть причиной, а не следствием жизненных обстоятельств. И если человеку удаётся создавать что-то авторское, необязательно писать книги, у него неизменно появится интерес, хорошее настроение, а оно способствует вдохновению. Всем известно, что если у человека что-то ладится, успех в какой-то области, то и другие дела начинают идти лучше. Если человек что-то делает по настоящему хорошо, как ему самому хотя бы кажется, это помогает ему поддерживать своё творческое состояние и в других областях жизни.


- Ваша научная жизнь очень насыщена: вы специализировались в области небесной механики, а потом переключилась на изучение функциональных процессов в живых организмах. Эти области как-то связаны между собой?


- Конечно! Вот Вам ещё один очевидный рецепт поддержания состояния вдохновения в повседневной жизни. Знакомьтесь и общайтесь с творческими людьми. В 1987 году я подружился с одним из таких людей - врачом Николаем Валентиновичем Воронцовым. Он обнаружил интересные числовые закономерности в традиционной акупунктуре - древней науке о терапевтическом воздействии на человека через его биологически активные точки. А я к тому моменту был готов для научной интерпретации подобных эффектов: в математическом аппарате небесной механики есть то, что позволяло объяснить обнаруженные закономерности. И это естественно, ибо древние во всём исходили из постулата о единстве микро- и макрокосма. Так появилась целая серия совместных научных статей и докладов на международных конференциях. Кстати, Николай Валентинович тоже оказался поэтом не только в своей области, но и в области литературы. Это было неудивительно при его общем настрое. 


Тогда я также осознал, что в подобных экспериментах с переходом в новые области у меня есть что-то от хорошей детской игры. В интересе и увлечённости в связи с этим интересом, но без излишней привязанности к результатам: тебе нет нужды относиться к этому занятию с преувеличенной серьёзностью, как бывает, когда лишь эта деятельность является основой для твоей самоидентификации. Тем более забавно, когда серьёзные специалисты в осваиваемой области относятся к результатам такой "игры" серьёзно - принимают их, по меньшей мере, на равных. Это и к возможному вопросу о серьёзности отношения к своему стихосложению. 


- Что для вас значит концертная деятельность, которую вы ведёте вот уже несколько лет?


- Когда я начал выступать со своими спектаклями, появилась возможность встретиться не только со слушателями, но и с читателями. Любая творческая деятельность способствует появлению новых интересных, талантливых друзей. Для меня это едва ли не самый главный стимул. При создании музыкально-поэтических спектаклей мне посчастливилось познакомиться и поработать со многими замечательными людьми и музыкантами. Один из спектаклей мы сделали с поэтом, эссеистом, художником-флористом Раисой Криницкой. А каково было познакомиться и подружиться с правнучкой А.А. Фета!


Установление непосредственной связи авторских текстов с настоящей музыкой дорогого стоит. А вечер на сцене камерного зала знаменитого Центрального дома учёных РАН, где выступали многие вы дающиеся артисты, также не может не вдохновлять. 


Кстати, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих на наш спектакль "И поздней осенью весна бывает", который намечен на 26 ноября в библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова. 


- А как-то связано с вашими основными интересами сравнительно новое увлечение съёмками в качестве актёра?


- Напрямую. В жизни мне всегда претила демонстративность. Поэтому первое чтение вслух своих текстов, а было это в 2004 году при записи первых музыкально-поэтических композиций на студии, я сознательно построил так, чтобы его от обычного повседневного говорения отличала только рифма. Но потом, позже, когда начал выступать на сцене, увидел в таком чтении недостаток выразительности. Возникла необходимость в наработке актёрских навыков. Кроме того, это очень интересно. Меня всегда интересовало драматическое искусство: в детстве я жил в небольшом рабочем посёлке на Южном Урале, где вместо телевизора мы смотрели в местном клубе кино, которое менялось там каждые два дня. А фильмы тогда в подавляющем большинстве были полноценные. 


- Что вы думаете по поводу нашей национальной идеи?


- Нынче в нашей стране актуальна идея выживания населения. В обиходном значении слова выживание есть что-то унизительное, как, например, в словосочетании минимальный прожиточный минимум. Выживание в настоящем понимании этого слова, как это громко не звучит, - это созидательная творческая деятельность в отношении себя, семьи, коллективов, к которым принадлежишь; человечества, окружающей природы, духовной сути и Бога. А для любого творчества требуется вдохновение. 


Во время пребывания в Карелии я особенно остро осознал настоящее богатство России, данное природой и оставленное созидателями-предками. И это богатство давно признано всем миром! Так вот, национальной идеей может стать намерение достичь такого состояния дел, когда современный человек, его образ жизни будут соответствовать этому богатству не только без необратимых разрушительных процессов против нашего наследия, но и с эффективным его сбережением. И здесь на первое место выходит достоинство и гордость гражданина за свою страну. 


Светлана ПЕТРУШОВА

Комментарии наших читателей

Георгий 2945 дней назад в 15:48:23
Света, Вы интересные темы поднимаете, а Вашему герою шлю (в его духе) стихотворение:


Всё ж, профессор вдохновенья,
Ценя каждое мгновенье,
Не спеши бороться с ленью,
Вопреки обыкновенью.
Лень есть двигатель прогресса,
Это людям всем известно.
Лень порой весьма уместно.
Служит для противовеса
Реактивному уму.
Сам пойми как, почему!
Архимед, забравшись в ванну,
Поленился закрыть краны.
Вместо них закон открыл,
Помнишь, точно не забыл?
С Ньютоном похожий случай.
Он учёный самый лучший!
Подружившись крепко с ленью,
Дал закон нам тяготенья.
Тянет вас с женой друг к другу?
Это Ньютона заслуга!
Вдохновенье и ленца –
Вот рецепт для молодца,
Что в занятьях самых разных
Упражняет ум непраздный.
B) :D :'( ;) :p :o :)

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Август 2009

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!