НА АРТ-РЫНОК ЧЕРЕЗ СКАНДАЛ И ЭПАТАЖ

Что же сделало художников поп-арта столь популярными и провозгласило их "неискусство" художественным достижением 20 века? Только одно: они стали явлением рынка искусства или арт-рынка.
Что же такое рынок искусства, как он работает и какими средствами добиваются успеха на этом интересном и престижном секторе рынка?
Обсудим это на примере западного арт-рынка, сформировавшегося более 250 лет тому назад. За последнюю четверть 20 столетия главный механизм рынка искусства приобрел все черты биржевого ценообразования.
Во всем мире эта система существует не на идее спонсорства или меценатства, а на получение прибыли, направляемой каждым участником рынка в свою профессиональную сферу. 
Движущей силой рынка искусства является система финансовых котировок, основанная на аукционных продажах. Она исполняет роль регулятора между количеством произведений искусства, входящих в оборот арт-рынка и размещаемым на нем капиталом. Ценообразование осуществляется за счет весьма разветвленной системы аукционных торгов и введения их результатов в международные каталоги. Аукционные торги определяют текущую рыночную цену на художника, связывая тем самым воедино эстетическую, историческую и финансовую ценности произведений искусства.
В свою очередь, акции успешно работающего аукционного дома являются привлекательным активом для размещения средств на биржевых торгах. Работает механизм как бы двойной котировки: сначала - котировки имен художников, направлений и стилей искусства, затем - акций самих аукционных компаний. Наибольший эффект достигается в случае образования холдинговых компаний, в которых финансовые механизмы и механизмы арт-рынка работают на совместный максимальный результат.

ФИНАНСОВАЯ ЕМКОСТЬ ЗА СЧЕТ РАСКРУТКИ


Годовой оборот мирового арт-рынка достигает нескольких сотен миллиардов долларов США. Торговля картинами считается стабильным, доходным и престижным бизнесом, а вложения средств в этот сектор рынка - надежными. Цены на западном рынке давно уже стали исчисляться десятками, сотнями тысяч и даже миллионами долларов, а объём средств, истраченных на произведения искусства, неуклонно растет.
В чем же состоит привлекательность вложений в этот рынок, в чем кроется отличие произведения искусства, как товара, от других потребительских товаров? 
Уникальность их состоит прежде всего в том, что они имеют наряду с художественной ценностью почти неограниченный потенциал роста цены во времени, т.е. высокую финансовую емкость. На этапе "раскрутки" имени художника или художественного направления используются те же технологии, что и при продвижении прочих потребительских товаров или при проведении выборных компаний. Реклама может быть добросовестной или недобросовестной, информация достоверной или недостоверной, доступ к средствам массовой информации ограниченным или неограниченным и так далее.

Таким образом, очень важной является возможность вложения средств и создание убедительной для потенциального потребителя легенды. Скандал и эпатаж - один из распространенных приемов продвижения. И это родилось не сегодня. Жена Дали, Гала, успешно его использовала на протяжении всей их жизни. При этом сам Дали откровенно говорил, что его богатство основано на кретинизме публики.

ПО ЖЕСТКИМ КРИТЕРИЯМ

Что в России? До революции рынок искусства у нас начал успешно развиваться и если бы не Первая мировая война и последовавшие за ней революция, гражданская война и закрытость советского режима, то наше искусство успешно вписалось бы в цивилизованный мировой рынок. Уже к концу 19 века в России существовала шкала признаков, определяющих ценность произведения искусства. Учитывалось многое: все то, что составляло достоинства работы, а также технические особенности, влияющие на образование продажной цены.

Определялось: 
- "труден" ли сюжет,
- велико ли количество персонажей,
- "ловко" ли картина написана,
- "строго" ли нарисована,
- "свежи" ли краски,
- переданы ли "жизнь и выражение".


Цена зависит также и от размера. Так, Верещагин в 1879 г. установил максимальную цену в 700 рублей за картину "Пленные", взяв ее за своеобразную "единицу измерения". Остальные, меньших размеров, он оценил следующим образом: картина, размером в половину "Пленных" - стоила и половину от 7000 рублей, размером в 1/4 - 1/4 от 7000, соответственно. Придавали значение и законченности работы. Третьяков купил у Левитана картину "У омута" при условии ее доработки художником. Учитывался также срок работы над произведением и такая статья расходов как издержки на написание картины. Существовала градация цен по жанрам. Влияло на цену и общественное мнение о таланте художника, т.е. его известность, успех на выставках, прежняя "покупаемость", признание у музейщиков и коллекционеров.

НАШИ ПРОРЫВАЛИСЬ!

Уже в начале 20 века магазины стали переходить к новым формам: устраивать постоянные выставки-продажи и открывать галереи. Так, И.Репин в 1907г. передал для выставки-продажи через магазин Аванцо 27 своих работ, в том числе 16 портретов.
Попытки создания "свободного рынка" по реализации произведений искусства предпринимались все шире, формы становились разнообразнее. 
В 1900г., после успеха русских художников на Всемирной выставке в Париже, хранитель Люксембургского музея сделал официальный запрос самым крупным из них на создание живописных произведений, которые могли бы составить постоянный раздел русского искусства в экспозиции музея. Возник конкретный интерес к творчеству наших соотечественников. Возникли связи с известными французскими и немецкими торговцами картинами. Наши коллекционеры были своими людьми в художественном мире Парижа. Клод Моне, Анри Матисс, Пабло Пикассо были приобретены и попали в Россию благодаря этим связям.
Между тем, отношения с Западом носили в основном эпизодический характер из-за больших расстояний, дополнительных расходов на транспортировку, а также из-за недостаточного знания русскими "правил игры" на западном рынке искусства.
Художник на Западе уже тогда "раскручивался", и маршаны (арт-дилеры) уже тогда владели этой технологией. Прорывом были "Русские сезоны", организованные Сергеем Дягилевым. Интерес к русскому искусству очень сильно возрос. Однако дальнейшее развитие связей было прервано.
С началом войны 1914г. произошло резкое подорожание картин и взлет покупательской способности. Народился новый тип покупателя - абсолютно невежественного в вопросах искусства, но очень разбогатевшего на войне и биржевых спекуляциях. Он, этот покупатель, покупал картины целыми партиями, резонно считая, по словам одного из скупщиков, что "вкладывать деньги в скупку картин по нынешним временам выгоднее, чем вкладывать капиталы в процентные бумаги". 

КТО ПЛАТИТ, ТОТ "И ТАНЦУЕТ"


В СССР существовал не свободный рынок искусства, а система государственной поддержки искусства - очень четкая и жесткая. Государство выступало в роли заказчика и покупателя произведений художников. В бюджете была специальная статья расходов на эти цели. Существовала также система отбора и продвижения самих художников, основу которой составляло соответствие идеологическим установкам. 
Были выработаны стандарты продвижения и стандарты самого существования человека как профессионального художника. Например, он обязательно должен был быть (или стремиться стать!) членом Союза художников, ибо только внутри такой структуры он мог получать заказы и поднимать свой статус, т.е. участвовать в престижных выставках, получать звания заслуженного и народного художника и, в конечном счете, работать по самым высоким расценкам.
Была создана система художественно-производственных комбинатов, которые являлись посредниками между заказчиком и художниками, и именно они определяли конкретных исполнителей, причем сам заказчик не оказывал влияния на выбор художников.
Стоимость заказа зависела от таких факторов, как: техника, жанр, размер и наличие у автора соответствующего художнического статуса - наград и званий.
Сейчас западные эксперты, изучая эту фазу развития русского искусства, называют его не столько "соцарт", т.е. "социалистическое искусство", а "русский импрессионизм", признавая тем самым за ним несомненные художественные достоинства, покупая его в музейные, корпоративные и частные коллекции.

КУДА ИДТИ? И С КЕМ?

Что же делать в сложившейся ныне ситуации?
Интенсивно и профессионально работать в таких направлениях:
- Выводить отечественные предметы подлинного искусства на внутренний и международный рынок так, как это делают китайцы, поднявшие цены на китайское искусство до миллионов долларов. 
- Всячески развивать систему аукционных торгов и вводить результаты продаж в международные каталоги. 
- Принять в качестве государственного стандарта запатентованный в России, Украине и странах ЕС метод оценки рыночной стоимости произведений искусства.
- Понять, наконец, что наше искусство интересно миру своим своеобразием, сохраненной школой и множеством талантливых людей. Перестать принимать за образец и высшие достижения искусства то, что искусством вообще не является. Вспомнить, наконец, с гордостью, что придворными художниками английского и папского дворов являются именно русские художники. Заподозрить Ее Королевское Величество или Его Святейшество в непонимании новых веяний или неумении отличить искусство от неискусства не приходится.
- Выдвигать и поддерживать талантливых молодых художников.
- Начать широкомасштабную культурную экспансию, поддержанную на самом высоком уровне.
- Использовать метод продвижения отечественных производителей на зарубежные рынки за счет организации культурологических акций. 
Разнообразие русского искусства практически безгранично, поскольку мы сохранили школу, и ресурс этот, в отличие от сырьевых ресурсов, возобновляемый. Давайте переходить наконец на здоровую "пищу духовную" отечественного производства, и всячески ее пропагандировать везде в мире, чтобы не получилось так, как это было с пресловутыми "ножками Буша", оказавшимися сущей отравой. Хотелось бы, чтобы на уровне принятия решений поняли, что иначе не выживем! 


Зоя Кутейникова

Комментарии наших читателей

Кирилл Жилкин . непридворный х 2731 день назад в 18:54:18
ничего не выйдет ..придворные художники скорее проститутки чем художники ,без обид к СИятельным особам .
к тому же "школа" не сохранена ,если только считать школой жалкое холуйство .

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2009

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!