Семь рецептов Татьяны Задирако
Скоро наступают рождественские праздники, в которые каждый человек должен совершить какой-то добрый милосердный поступок. Ведь даже посты существуют, в том числе, и для того, чтобы мы смогли понять, что ощущает бедный голодающий человек. Чтобы наши сердца были бы более открытые, щедрые. Как в трудные минуты мы сами обращаемся с мольбой о помощи к Всевышнему, так и страдающие люди молят нас: не пройдите мимо, помогите! Своими советами о том, как это сделать деликатно и эффективно, делится исполнительный директор Благотворительного фонда «United Way» Татьяна Задирако.
- Татьяна, какие обличительные черты имеет благотворительность иностранная и российская?
- В США даже в самом маленьком городке главными «потребителями» благотворительности являются университеты, больницы, церковные, скаутские (занимающиеся воспитанием молодежи) организации. В России пока нет серьезного соревнования между НКО по объему получаемой благотворительной помощи: здесь хватит места всем желающим. Приоритеты: дети-сироты, пожилые люди, инвалиды, одаренная молодежь, разрушенные храмы, музеи, культура и образование, медицина в широком контексте.
- Это понятно. Наверное, уже не секрет, что на все социальные нужды в России идет только 1,1% от ВВП, в то время как в развитых странах - 18, 4%. И это при нашей запущенности всех социальных сфер!
- Верно, даже мировой уровень и то 7, 8% от ВВП. Сомневаюсь, что можно одной благотворительностью поправить дела… С другой стороны – важен порыв, внутреннее желание сострадать и помогать другому человеку.
Первый рецепт: Дай - сколько сможешь
- Как воспитывают детей за рубежом? С какого возраста их приучают к помощи «близким и дальним?»
- Воспитание детей в духе сопереживания начинается еще в детсаду и продолжается в школе. Это часть национальной культуры. Детей к этому приучают, за это их поощряют и родители, и общественные организации. Ребятишки охотно собирают игрушки, вещи, рисуют, подписывают открытки, откладывают мелкие деньги в копилки на подарки другим детям. А когда вырастают, отдают уже более значительные суммы. Отдают не сомневаясь, правильно ли они делают или нет, они уже приучены действовать только так, а не иначе.
К этому и надо подводить людей: ты не можешь дать миллион? - Но мы от тебя его и не ждем. «Сколько сможешь – столько и дай». Мы все равно будем тебе благодарны – таков девиз благотворительных организаций. И это мой первый рецепт.
Второй рецепт: Не молчать!
- В нашей стране некоторые люди убеждены, что благотворительность – интимное дело и публичность ей не нужна.
- Хорошая, здоровая публичность развивает филантропию. Например, американцы уверены, что этим надо гордиться, а не скрывать свои добрые дела. Благодаря этому из маленького человечка вырастает большой гражданин. Вклад, который он вносит, всегда соразмерим с тем, что человеку по силам: от него не ждут больше того, на что он способен.
Я неплохо знаю опыт Америки и Франции. Благотворители этих стран – люди публичные, они от общества не прячутся, а, наоборот, хотят получить адекватное признание со стороны тех, кому они помогли. Там никто не говорит, что вы должны это делать тихо, анонимно.
В России публичность благотворительности скорее порицается, и мотивы порицания те, что благотворители, якобы, ищут пиара. Я с этим совершенно не согласна. Обществу нужны примеры! Меня, например, очень трогает, когда я (к сожалению, не в нашем, а во французском госпитале) вижу кровать, оснащенную всеми необходимыми приспособлениями для больного, а на ней табличку: «Эту кровать пожертвовал такой-то…» Кому-то это покажется мелким, но как иначе воспитать в людях благие порывы?! Тот же больной, который вылечится на этой кровати, возможно, захочет сам сделать посильное пожертвование.
Почему компания должна молчать, если она дала шесть миллионов долларов на развитие города? А вот вы, например, сами, когда сделаете какое-то хорошее дело, неужели захотите, чтобы об этом все молчали, и никто благодарного слова в ваш адрес не сказал? Поэтому призываю: не молчать, не скрывать. Это мой второй рецепт. Разумеется, я не исключаю ситуации, когда человек не хочет привлекать к себе внимания, но с удовольствием помогает другим. Это его дело.
Рецепт третий: Вовлекайте других
- Таня, с какими типичными ситуациями вы сталкиваетесь в России?
- Один пример. Наш благотворительный фонд «United Way» поставил в офисах одной компании ящики для сбора пожертвований. Однажды наши сотрудники пришли туда, чтобы собрать пожертвования, и охранник их огорошил такими словами: «А я думал, что эти деньги кому-то в карман идут. А если на благотворительность – это здорово! Можно я от себя хоть десятку положу?»
Случается так, что руководители компаний принимают решения о благотворительных акциях на своем уровне, не заботясь, что это решение надо донести до своих сотрудников, до того же охранника. Люди должны знать, что они полноправные участники добрых дел. И пусть гордятся этим, а также своей компанией, которая не забывает заботиться о других. Так что мой третий рецепт – вовлекать других.
Рецепт четвертый: Снимайте негативные оценки
Вот опыт Ситибанка. Ситибанк ежегодно устраивает для своих сотрудников День волонтера, приглашают всех желающих безвозмездно помочь нуждающимся. Когда это произошло в первый раз в 2006 году, предполагалось, что придет человек 25. Явилось 95 человек! В дальнейшем это дало возможность Ситибанку начать волонтерскую работу среди своих сотрудников на постоянной основе. Они стали пионерами в этом деле - в России. Руководство этой компании разрешило сотрудникам потратить 8 часов рабочего времени в течение года, чтобы поощрить сотрудников заниматься благотворительностью.
С моей точки зрения, один из самых мощных рычагов развития благотворительности - пожертвования времени или денег сотрудников компаний на конкретную помощь.
К сожалению, в нашей стране нет снижения налогооблагаемой базы – благоприятного условия для развития благотворительности. Зачастую и люди у нас не получают и такой зарплаты, как в Штатах, но они все равно молодцы.
«United Way» уже несколько лет является участником Форума Доноров. Там, что ни человек, то большой специалист – за каждым стоит крупный фонд. На сегодняшний день это самая профессиональная площадка для обмена опытом в сфере ведения эффективной благотворительности. Но у нас, как у сектора, не налажен канал коммуникации, через который мы могли бы транслировать наши идеи, нет большой публичной площадки, где бы можно было внятно рассказать об удачах и неудачах этой работы. Думаю, что ваша газета делает большое дело, развивая в людях желание помочь другому – тому, кто в беде. А вот обратный пример. Осенью на телевизионном ток-шоу на тему благотворительности были приглашены писательница Татьяна Устинова и Артем Шадрин. Мои сотрудники мне рассказали, что после эфира они выбросили детективы этой писательницы, так как она, не зная дела, взяла на себя смелость утверждать, что все благотворительные организации – это мошенники. И что вы после этого хотите получить в результате? Исходя из этого, мой четвертый рецепт – снимать негативные оценки.
- Какие самые крупные благотворительные фонды в России, которые заметно помогают и искренне это делают?
- Системно и хорошо работают здесь фонд Форда, фонд Маккартуров и Фонды местных сообществ, различные институциональные и корпоративные фонды. Их нельзя избежать, когда вы говорите о благотворительности в России.
- С кем работает ваш фонд?
- Мы работаем с большими и средними компаниями, ориентируемся больше на интернациональный бизнес, чем на российский. С российскими нам, по ряду причин, работать сложнее.
Рецепт пятый: Учитесь просить
- Почему? Не приучены?
- Существует культура работы с иностранными донорами. Это целая наука – фандрайзинг - о том, как убедить частное лицо или компанию сделать пожертвование: как лучше прийти к человеку или в компанию, что надо сказать, о чем поговорить, какую работу провести, как назначить следующую встречу и т.д. Причем результат такой работы может проявляться не мгновенно, а, допустим, через год. Даже профессия есть такая – фандрайзер.
С российскими компаниями дело обстоит иначе. Еще не выработалась общая стратегия поведения, которая была бы универсальным уравнением успеха. По сути, никто не знает, какие шаги нужно предпринимать, чтобы получить положительный результат. Здесь фандрайзеры действуют больше по наитию, опираясь на предыдущий опыт, поэтому и предсказать, какая будет отдача у такой работы, гораздо сложнее. Подготовка для привлечения российского бизнеса к благотворительности очень важна, но на нее уходит больше времени, чем на подготовку для привлечения иностранного бизнеса. «United Way», как фонд с американскими корнями, гораздо более привлекателен для международного бизнеса. Некоторые компании сами приходят и говорят: мы хотим дать вам денег на благотворительные цели, потому что мы слышали о вас или работали с вами в какой-то другой стране.
Рецепт шестой: Ищите новые формы
- Расскажите про новые инициативы?
Первое. Это развитие программ пожертвований частных сотрудников компаний. Второе – это переориентирование праздничных бюджетов крупных компаний с привычных подарков клиентов на благотворительные цели. Вместо коньячных бутылок, конфет, сувениров - компания может присоединиться и выбрать любую форму участия в благотворительной инициативе: посадить сквер, устроить детский праздник, дать премию талантливым людям, купить коляску инвалиду и.т.д. У нас уже есть такой опыт и мы знаем, что партнеры соглашаются на это и подтверждают, что это правильный путь.
Второе. Очень популярным становится эндаунмент. Что это такое? Например, университеты просят кого-то большого донора пожертвовать им крупную сумму денег, скажем, 1 млн. долл. Эти деньги университет не тратит на зарплату сотрудникам и на административные расходы. Эти деньги идут в управляющую компанию, а прибыль от управления ими (основной капитал не проедается) тратится университетом на собственное развитие. Так что мой шестой рецепт - ищите новые формы, привлекательные для бизнеса.
Рецепт седьмой: Благодарите за помощь!
- А частные меценаты – как раньше – появляются ли в России?
- Пожертвования крупных размеров чаще всего идут от иностранных сотрудников международных компаний. В нашем годовом бюджете пожертвования частных лиц составляют приблизительно 15% всех сборов. В Америке наоборот – фонды получают больше денег от частных пожертвований и меньше – от корпораций. Первая ласточка к нам прилетела пять лет назад. Одна российская семья первый раз дала нам 25 тыс. долларов, потом 75 тыс. и в последний раз еще 100 тыс. долл. Эти люди не просто дали деньги и сказали «делайте, что хотите». Они поехали и встретились с теми, кому будет оказана помощь.
В этом году тоже было два пожертвования в размере 100 тыс. долл. – оба от иностранных частных лиц.
- Таня, а как проявляют себя анонимные спонсоры?
- Они посылают деньги в фонд, используя банковские счета. Или кладут какие-то суммы в ящики на заправочных станциях «Бритиш Петролеум». У нас в «United Way» этот проект идет очень хорошо, хотя изначально он не задумывался, как денежный. Когда мы начинали этот совместный проект, нам нужно было проинформировать общество о деятельности нашего фонда. На заправках БиПи мы установили свои ящики и … они стали приносить деньги - с самого начала! Каждый год мы получаем на 25-30% больше. Это свидетельствует о том, люди готовы жертвовать большие или небольшие деньги на благотворительность. В них есть, жива сострадательность и желание помочь нуждающимся. Так что используйте мои рецепты и поддерживайте полюбившиеся вам благотворительные фонды и их полезные акции. Без добрых людей все затеи бессмысленны.
|