Как произвести настоящих людей?КАК «ПРОИЗВЕСТИ» НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ?

Феномен Макаренко парадоксален и интересен тем, что на всем протяжении 20-го века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторения его опыта. На дворе уже 21-й век, а Макаренко остается непревзойденным мастером «производства настоящих людей» методом «производственного воспитания». 

На производственном труде замешана народная педагогика всех времен и народов. Производственный труд – самый мощный воспитатель, а «производящая мощность человека» - самая явная, самая бесспорная, самая ценимая характеристика, определяющая масштаб его личности. Через эту характеристику раскрывается значимость человека для других людей.

МАКАРЕНКО КАК СИМВОЛ РОССИИ

21-й век противопоставил две воспитательные стратегии: на выходе первой – Потребитель; на выходе второй – Строитель, Созидатель, Творец!
Макаренко – символ, бренд, если хотите, педагогики, ориентированный на воспитание «Человека производящего». Именно такой человек нужен сегодня России.
Территория России, климат России, природные ресурсы России – это то, чем мы обязаны постоянно овладевать посредством труда. Наша трудоспособность – «производящая мощность» каждого человека, определяет, в конечном счете, вектор развития русской цивилизации. 

Назовет ли кто более достойный ориентир воспитания людей в конкретных исторических условиях? Я уверен, что экономические победы, добываемые производительностью труда, – это хорошая альтернатива победам военным. Или поражениям. А нам ли не знать цену военных поражений и побед?

У НАС ВСЕ НАОБОРОТ

Перед лицом этой достойной цели вся российская система образования, имея за спиной блистательный опыт Макаренко, держит фигу в кармане: производственная инфраструктура школ уничтожена до основания, производственная деятельность школ предельно усложнена в правовом плане, производственный труд детей фактически запрещен. Как в этих условиях воспитать «человека производящего» - того самого, который удвоит ВВП? - Истинно говорю вам, это загадка.

Говоря о необходимости коллективного труда, Макаренко обращает внимание на учет и развитие индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Воспитание человека-гражданина сочетается у него с необходимостью воспитать человека счастливого. Участие детей в производственном процессе, основанном на четкой технологической дисциплине, дополняется системой свободных технических кружков. 

Макаренко вводил в своих учреждениях систему самоообслуживающего труда, далеко не всегда интересного, часто требующего простого волевого усилия. Наряду с оплачиваемым трудом он считал необходимым различные формы бесплатного труда, в которых происходит становление высших форм гуманности человека.

СЛОВО И ДЕЛО

Сегодня школы все чаще признают инновацией хорошо забытое старое – наличие собственного хозяйства и участие школьников в его обустройстве. Одни школы создают собственное хозяйство, чтобы выжить самим и помочь, например, селу. Другие видят в этом мощный воспитательный эффект. Дети в таких школах проходят подлинную школу становления характера, развития воли, с уверенностью смотрят в будущее и заняты Делом.

Известно, воспитание Делом более эффективно, чем воспитание Словом. А воспитание в Деле, настоящем, приносящем реальный продукт, социально значимый результат и экономическую прибыль, обеспечивающем высокое качество жизни для самой личности и для окружения, обусловливает рост собственного достоинства, сознание собственной личной значимости.


В. Частов, директор Павловской средней школы

Комментарии наших читателей

Маргарита Липицкая, педагог.г. 3034 дня назад в 17:16:40
Сколько бы мы ни придумывали образовательных иметодик, Макаренко остается классиком. Он как Пушкин для России. Он понимал, как важен труд для детей и взрослых, что только труд сделает нас счастливыми, и он понимал, что условия России заставляют нас быть коллективистами. Мы может выжить только СООБЩА. О чем всегда пишет и ваша чудесная газета. Нам нужен Макаренко. Или старый - в его учениях, либо новый -молодой и талантливый. И нужен орган СМИ, для того, чтобы внедрять в сознание эти правильные методики.
В.А.Владимировская обл. 3034 дня назад в 20:43:03
Я отдал бы с радостью своих детей в школу Макаренко.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июнь 2009

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!