РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ ВСТАВЛЯЛИ В РАМКИ И АЛЬБОМЫ
Наш самый любимый, самый светлый праздник – Рождество. Время, когда так легко верить в чудо и ощущать добро, из которого соткан мир. Даже не верится, что почти 80 лет Россия жила без этого прекрасного дня. В честь праздника мы собрали самые волшебные рождественские открытки из царской России. Да, в те времена не было продвинутых типографий и фотошопа, но мастера создавали на удивление теплые и красочные карточки. Настоящие шедевры – по другому и не скажешь.
Николай I лично отправлялся по магазинам
Традиция шумно отмечать Рождество издавна существовала на Руси. Но Петр I внес в этот праздник много новинок. По примеру Германии, на улицах и в домах Петербурга стали появляться елки и еловые ветки. Тогда никто не воспринимал это деревце как новогоднее и даже не помышлял украшать его в преддверии праздника.
«В знак доброго начинания и нового столетия века после долгожданного благодарения Богу и пения в церкви, по большим знатным улицам и перед воротами домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых», - говорилось в приказе царя.
Ослушаться батюшку тогда не рисковали, но, как известно, русский народ тяжело принимает новшества. Поэтому после смерти Петра елки вновь исчезли.
- Существует несколько разных легенд, почему христиане выбрали именно елку, - говорит основатель Детского музея открытки в Петербурге Виталий Третьяков. – По одной из версий, четыре ангела приветствовали Христа, когда он родился. А потом разделили мир и полетели за подарками каждый в свою сторону. Северный ангел прилетел на север и увидел искрящееся снегом дерево. Он решил, что это будет самый лучший дар. Срубил деревце и принес его Христу.
Традиция украшать ее появилась в ХVI веке. Немцы вверх тормашками прикрепляли ее к потолку, а внизу устраивали пляски. Вернуть рождественскую елку в первой четверти XIX века задумала жена великого князя Николая Павловича, будущая императрица Александра Федоровна. Вероятно, будучи немкой, она скучала по родным традициям.
В 1817 году она устроила первую рождественскую елку с подарками в московском Кремле. Затем они стали появляться в Зимнем дворце. Каждому ребенку полагалась своя «зимняя красавица», рядом с которой было принято складывать подарки. Говорят, в преддверии Рождества Николай I лично отправлялся по магазинам, чтобы купить что-нибудь приятное для своих близких.
Вскоре новую традицию переняла аристократия, а затем елки стали появляться и у обычных горожан. Волшебника по имени Дед Мороз в царской России не существовали. Да, никто не клал подарочки под елки на Новый год.
Зато люди верили в святого Николая Мирликийского. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.
- У ребят было принято развешивать носки на печах и каминах, чтобы добрый волшебник спускал туда подарки через дымоходы, - говорит Виталий Третьяков.
Они пользовались бешеным спросом
На открытках святого изображали привычным нам образом: в красном халате, с длинной бородой и мешком, полным приятных мелочей. Позже советские идеологи повторили этот образ, создав Деда Мороза.
Сейчас на рождественских открытках принято изображать Иисуса. Как ни странно, но в царские времена этот образ не был сильно популярен. Чаще всего на карточках появлялись ангелы.
- Этот символ был распространен по всей Европе. Одинаковые открытки с разными надписями продавали в Германии, Франции, России, - говорит Виталий Поляков.
Европейские технологии по производству открыток были намного лучше. Наши мастера не могли наносить блестки. Поэтому очень часто на открытках можно встретить типичные европейские пейзажи.
С появлением фотографии, стали появляться фотооткрытки.
- Коллекционеры называют их крашенки. Это практически ручной труд. Потому что цветной фотографии не было, а цвета наносились кисточкой и анелиновыми красками. В мастерских сидели женщины и раскрашивали.
Чаще всего такие открытки продавались в фотоателье. Они пользовались бешеным спросом, ведь картинка впервые стала «живой».
Еще одна ценность подобных карточек заключается в том, что в них заключен «дух времени». Смотришь на такие открытки, и видишь, какие платья носили дети, как одевались мужчины, как наряжали елки. Все другое. А вот лица не изменились. Все та же радость от того, что праздник, от того, что в кругу семьи.
В царской России все отлично знали символы Рождества и Нового года. И было недопустимым, чтобы на новогодней карточке появились, к примеру, ангелы. Хотя иногда такие оплошности встречались.
- Издатель мог запутать все, что угодно. Нарисовать символы, связанные с Новым годом, и написать поздравление с Рождеством. Это просто двоечник-издатель. Я думаю, что такие открытки хуже продавались, потому что люди тогда очень хорошо знали символы, - говорит Виталий Третьяков.
Представьте только, каждая открытка – ручной труд! Да, копии могли отпечатывать в типографии, но оригинал всегда создавался красками и кистями. И ведь правда чувствуется, что в открытки вкладывали душу. А как иначе может получиться такая красота?
В России праздничные открытки были практически особым видом искусства. Их бережно хранили, вставляя в рамки и альбомы. По всему миру тиражировали стандартные карточки, размером 9*14. Но только не у нас! А когда фотография прочно вошла в обиход, сделать снимок на фоне украшенной елочки стало обычным делом.
Гражданская война стала тяжелым испытанием для царской России, и в конце концов привела к развалу. Но люди продолжали верить в Бога – это придавало сил. И до последнего выпускались рождественские открытки. Правда, тогда на них чаще изображали уже не веселящихся детей на санях, а солдат.
Частыми сюжетами было возвращение с фронта домой. Этого ждали, об этом молились. И сложно сейчас представить, сколько было радости у тех, кто получал редкую весточку с полей войны.
Анна Суходова
|