ЧУДО НА КРЫМСКОМ ВАЛУ
Небывалый ажиотаж вызвала выставка картин художника Валентина Серова в МосквеТакого в истории художественных выставок еще не бывало. Не только в нашей стране, но и за рубежом. Люди, стремившиеся попасть в галерею, в ажиотаже, как это раньше бывало только на концертах поп-звезд, высадили входные двери галереи. А до этого часами стояли на трескучем морозе в очереди. Именно это – а иначе, как чудом такое не назовешь! – произошло в Москве, на Крымском валу, на выставке картин художника Валентина Серова.
Невероятный ажиотаж
Чтобы люди в очереди, которая стояла часами, не получили обморожения, пришлось даже прибегнуть к помощи МЧС. Были развернуты пункты для обогрева зрителей, а Российское военно-историческое общество выделило полевую кухню: стоявших в очереди поили горячим чаем и кофе.
Экспозиция была организована по случаю 150-летия со дня рождения художника. На трех этажах галереи было выставлено 250 его произведений, работы из 25 российских музеев, а также четырех зарубежных галерей и частных коллекций. Незадолго до закрытия большое количество посетителей, купивших билеты через интернет, отстояв очередь на морозе, в какой-то момент поняли, что не успеют попасть на выставку. Началась давка и штурм дверей, после инцидента охрана выставки была усилена, а продажу билетов через интернет прекратили.
О невероятном ажиотаже говорят и цифры, развернутую с осени экспозицию посетили около 450 тысяч человек.
Но настал день закрытия: по мнению музейщиков, иначе могли бы пострадать картины. В экспозиции было представлено около 150 графических плотен, для которых яркий свет опасен. Он разрушает пигмент краски, выцветает бумага, такие работы можно выставлять лишь на определенное время. К тому же, было необходимо начать демонтаж картин, так как 17 марта на Крымском валу открывается новая выставка.
Все сейчас пытаются объяснить этот интерес к творчеству художника. Одни говорят: причина в том, что Валентин Александрович Серов – один из лучших представителей русской национальной школы. Другие объясняют это заслугой галереи: экспозиция продумана и организована так, что зритель не просто видит картины, а погружается в мир образов художника.
Министр культуры Владимир Мединский заявил, что Россия – единственная страна, где мороз не отпугнет желающих попасть на выставку. Но в Третьяковке в последние годы проходили не менее масштабные выставки, и тоже не менее достойных художников, таких, как Левитан или Коровин. И – никакого особенного ажиотажа, что в день открытия, что в последний день. Хотя число посетителей выставки Левитана составило около 300 тысяч человек.
Сами музейщики объясняют ее уникальностью с точки зрения охвата творчества художника. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит об этом так: «Я сама себе задаю вопрос, чем вызван такой ажиотаж? Говорю людям, что 50 полотен Серова после выставки можно будет увидеть в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, куда посетители особо и не ходят, скажу честно. Один из ответов – эта выставка с охватом творчества Серова от самых первых работ, таких, как «Девочка с персиками», и до «Похищения Европы».
Тоска по настоящему
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова разделяет это мнение. «Ажиотаж вызван качеством выставки и ее объемом, – говорит она. – Важно, что Серов показан именно так, в таком объеме, я таких выставок никогда не видела. А что касается самой личности, то всегда, когда меня спрашивали, какого художника я считаю номером один в России, хотя я не люблю всякого рода нумерации, для меня – это Валентин Серов».
Но ведь, отправляясь на Крымский вал, люди еще не знали ни о масштабе, ни о качестве экспозиции.
Разгадка успеха выставки в том, что она совпала по времени с моментом, которое можно смело назвать катарсисом. Так древние греки называли «очищение души», имея в виду неожиданное прозрение человека для осознания важнейших истин.
Очищение от чего? От той скверны, которой под видом «современного искусства» нас потчевали после краха СССР современные либеральные культуртрегеры. Зрители устали от так называемого постмодернизма, всякого рода нелепых «перфомансов», когда на Литейном мосту в Санкт-Петербурге рисуют гигантский фаллос, или показывают в галерее кучу мусора или крышку от унитаза. А высоколобые дяди с умным видом эстетов уверяют, что вот это-де и есть «современное искусство».
Все это смертельно надоело, стало понятно: кроме скандалов, за этими акциями самопиара предприимчивых бездарностей ничего нет. А вот высокое классическое искусство, к которому принадлежит Серов – вечно.
Теперь очевидно: наше общество жаждет настоящего искусства, оно истосковалось по нему. Это, кстати, касается не только живописи, но и кино, и театра, и литературы. Когда ловких авторов детективов объявляют у нас преемниками Толстого, «властителями дум», увешивают их литературными премиями. Всем надоели театральные скандалы, когда актеры выходят на сцену голыми и т.д.
Старо, как мир. Вспомним про желтую кофту Маяковского, постановки Мейерхольда или демонстрации в голом виде под лозунгом «Долой стыд!» в первые годы после революции. Долгое время мы были загипнотизированы песнями либеральных сирен постмодернизма. И вдруг – катарсис, мы проснулись, сбрасывая морок, наваждение! Люди в нашей стране теперь хотят соприкоснуться с настоящим национальным искусством, увидеть на полотнах персонажей нашей великой истории и замечательные пейзажи России - таков урок невероятного успеха выставки Серова в Москве.
И вот – хорошая новость. Работу выставки продлили еще на неделю, экспертные советы хранителей и реставраторов, определявших состояние произведений, дали нам еще семь дней. Спасибо им! Мы будем ждать новых экспозиций – и станем чаще ходить в Третьяковку.
Владимир Малышев
|