СТУДЕНТЫ ТРЕБУЮТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЛЬГОТ
Россияне стремительно беднеют. Чтобы хоть как-то выжить, регионы начинают экономить на социальных расходах. Под удар, как всегда, первыми попадают наименее обеспеченные слои населения.
Циниичная мэрия
Сразу после новогодних каникул громом среди ясного неба прозвучали сообщения об отмене в ряде регионов транспортных льгот для учащихся школ и вузов. Весьма невеликодушно обошелся со своими студентами и школьниками Великий Новгород, которому не хватило 21,1 млн руб. на дотацию студенческих проездных, мэр города Юрий Бобрышев заявил, что «в сфере транспортного обслуживания населения полномочия городского округа ограничены».
В результате студенты вузов теперь будут платить полную стоимость - 1600 руб. (в прошлом году льготный проездной стоил 900 руб.). Для школьников с 1 января цена месячного проездного выросла на 14% и составила 800 рублей. При этом в мэрии весьма цинично объяснили урезание льгот для студентов - «потому что студент может работать». Последние в ответ заявили, что будут бороться за возвращение проездных вплоть до несогласованных митингов, а пока против отмены проездных собирают подписи и направят их президенту Владимиру Путину.
- Ну вот решили сэкономить на самых бедных. При студенческой стипендии 2000 руб. ребятам приходится оплачивать общежитие и еще как-то питаться. Выживают они, только если подрабатывают, хотя, как это совмещать с учебой, непонятно. Многие студенты, рассказывал сын, «забили на учебу и ходят только работать». Выходит, раньше студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются? Наш семейный бюджет не выдерживает нагрузки, если сын навещает нас на каникулах. Билеты сам оплачивать не может, приходится нам за все платить, - жалуется мама новгородского студента из Казани Галия Бикбаева.
Полностью скидки на электрички для школьников и студентов отменило и правительство Хабаровского края. С 2016 года ребята за проезд в пригородном транспорте вынуждены платить не половину стоимости, а полную (при этом с нового года стоимость проезда на электричке в крае выросла в среднем на 10% за одну тарифную зону). О значительном подорожании проезда в электричках для учащихся Оренбургской области также объявила Башкортостанская пригородная пассажирская компания, осуществляющая перевозки в соседней губернии. Теперь в период с 1 января по 15 июня проездной билет для школьников, студентов вузов и колледжей продается лишь с 25-процентной, а не с 50-процентной скидкой, как прежде.
Вряд ли только перечисленными субъектами Федерации ограничится отмена дотаций для проезда студентов и школьников в общественном транспорте. Скоро непопулярные меры, как раковая опухоль, распространятся и по другим регионам, поскольку губернаторам все труднее сохранять хорошую мину при плохой игре, а, как показывает история, льготы первыми урезаются в любой кризис. Это хоть как-то позволит губернаторам балансировать между возможностью отчитываться о социальной стабильности и вероятным дефолтом региона.
Елена Хакимова
ТРЕВОЖНЫЙ СИМПТОМ
Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов: «Пока рано говорить, что проблема стала массовой. Но в некоторых регионах студенты начинают кампании в поддержку возвращения льгот или снижения стоимости проезда, что может привести к росту социальной напряженности».
Елена Хакимова
|