НОВЫЙ ТЕАТР – БЕЗ ГРАНИЦ, БЕЗ ШАБЛОНОВ, БЕЗ УСЛОВНОСТЕЙ
В России новая волна моды на поэзию. Не верите? Значит, вы застряли дома у телевизора. Причем новые поэты одновременно похожи и на поэтов-эстрадников, артикулирующих эпоху в оттепельные 60-е, и на харизматиков Серебряного века. Мода на такие вещи приходит не случайно. Как и тогда, поэты собирают залы, объединяются в общества, а главное - становятся рупором времени, говорят от имени народа.
Эффект погружения
И что же нас роднит с эпохой Блока, Есенина и Маяковского? - спросите вы. Поэт выходит на подмостки. В Москве уже появился первый городской Театр поэтов. Явление не только культурное, но и социально-политическое. Как и название первого спектакля - «Севастополь». На репетиции будущей премьеры мне стало ясно, почему поэты оживают в смутные времена.
Литературная основа спектакля - «Севастопольские рассказы» Толстого. Даже не проза Льва Николаевича, а публицистика. Поэтому сразу непонятно: при чем тут поэзия и поэты? Однако, когда в зале гаснет свет, реальность трансформируется настолько, что поэтом зритель становится сам. Настолько плотно все, что происходит на сцене, соткано из символов, образов и метафор. Так устроены лишь стихи и сны. И именно это создает эффект полного погружения. В Севастополь, в войну, в прошлое - на 160 лет назад...
Белое полотно, которым задрапирована сцена, оказывается не полотном, а сшитыми друг с другом белыми рубахами. Обмундирование для новоприбывших? Одежда убитых, оставшаяся без тела? Или просто высвободившиеся из тел души? Красные фрагменты на костюмах героев. Раны? Прицелы? Или живые огни во тьме? Длинные шесты в руках переживают все новые и новые перевоплощения, становясь то оградой, то крестами, то маятниками гигантских часов, то железным дождем...
- Рождение сценографии - это таинство, - объясняет сценограф спектакля Василий Семенов. - Форма занавеса «подкова» - это бастион, внутри которого проходит жизнь участников обороны Севастополя. Подвешенные кресты - мачты затопленных Нахимовым кораблей. Если помните, он затопил флот, чтобы закрыть вход в бухту Севастополя. Пушки, снятые с них, до последнего обороняли город. Ну а белые рубахи - души павших воинов. Как на старых фото, где целый полк выстраивался на специальных лесах, чтобы каждого было видно. Это такой «Бессмертный полк», вроде того, в составе которого 9 мая 2015 года я сам с детьми прошел по Невскому проспекту с портретом деда...
И вот главное:
...Вот вам прогноз погоды, вдавленный между клипами:
Бурые хлопья йода в ночь на Россию выпали...
Когда со сцены прямо в контексте Толстого начинают звучать стихи, это не только не кажется диссонансом. Наоборот. Именно они словно материализуют некое послание Толстого, адресованное нам, его потомкам. Послание о том, что между тем временем и нашим нет разницы! Что бы ни менялось внешне, есть всегда в России вопрос, объединяющий всех русских людей во все времена: а вы готовы умереть за Родину?
- А вы готовы умереть за Родину?
И это уже не мысли. Это, словно угадав, о чем я думаю, спрашивает со сцены актриса! И все. Нет больше невидимых границ между сценой и зрителем, между прошлым и настоящим, между искусством и жизнью. Вот и ответ на вопрос, при чем тут поэзия.
Улица полна поэтов
Такого театра ни в Москве, ни в России еще не было. Чтобы и проза, и стихи, и песни под гитару, и балет - все на сцене. И чтобы делали все это вместе с профессионалами ребята совсем не из театральной среды. Пример: Иван Купреянов - автор либретто «Севастополя» - еще вчера преподаватель теоретической механики.
- По образованию я инженер, - рассказывает Иван. - Окончил в 2009 году МГТУ имени Баумана, там же потом пять лет преподавал. Успел поработать и в Газпроме, и в Ассоциации российских банков, и в дизайнерском бюро. Но в какой-то момент понял, что без литературы не могу. И вскоре после этого мы познакомились с Владом Маленко - режиссером «Севастополя» и создателем городского театра поэтов, который зажег меня идеей нового театра.
- Как возник Театр поэтов? - рассуждает его создатель, выходец из Театра на Таганке, режиссер «Севастополя» Влад Маленко. - Я увидел абсолютно новых людей. При этом они были юные, по-хорошему злые, голодные до творчества, талантливые. Они выступали то на улице, то в ресторанах. Соревновались, почти дрались! И это все оказалось очень интересно. Я понял, что таких волчат можно организовать. Что нужна мотивация, социальные лифты. Подключение к большому электричеству. И я стал в этом направлении действовать. Организовывать маленькие фестивали, посиделки, вечера. Знакомить, знакомиться, выступать вместе. Такой уличный театр получился.
Слово «уличный» не преувеличение. В том смысле, что выступление участников городского театра поэтов можно застать прямо на улице, как это было, например, прошедшим летом в Крыму на форуме «Таврида», где ночью под открытым небом ребята показывали свой первый поэтический спектакль «Сколько времени?». И в том смысле, что среди его участников можно увидеть ну очень разных людей. И уже очень популярных в Сети поэтов, способных легко собрать кассу в ночном клубе, - таких как Саша Антипов, Виталий Веникеев, Алексей Шмелев. И таких, которых на сцене увидишь редко: например, красивую девушку в инвалидной коляске Алину Стародубцеву или парня с ДЦП.
- Поэт Александр Скуба. Вот уж у кого мозги великие, колючие! И никакие недуги телесные таким людям не мешают быть на сцене лучшими и первыми, - продолжает Влад Маленко. - Эти ребята присоединились к нашему составу в 2015-м, когда мы стартовали со Всероссийским фестивалем «Филатов-фест», посвященным одному из моих учителей, Леониду Филатову. Больше тысячи заявок вычитали, дальше отобрали 100 человек со всех краев страны. Потом вживую десятки слушали в Москве. Потом состоялся большой финал на Таганке. Так что, по моему мнению, не только собственно спектакли, но и весь этот процесс, я вам скажу, настоящий поэтический театр, растянутый во времени спектакль, состав для которого собирали по всей России.
Таганский след
Вот такой новый театр - без границ, без шаблонов, без условностей. Где обыватель вдруг становится поэтом, а зритель - участником действия. Где и Толстой, и музыка, и поэзия, и видеоарт, и кадры хроники. Где бок о бок делают новое искусство и те, кто еще вчера не имел отношения к театру, и легенды русского театра. Как в «Севастополе», в составе труппы которого и легендарный саксофонист из Театра на Таганке Сергей Летов, и проработавшая там в течение 30 лет музыкальным руководителем Татьяна Жанова.
- Нет, легенды Таганки здесь оказались, конечно, не случайно, - продолжает Влад Маленко. - Театр поэтов возник во многом как продолжение Таганки. Но это совсем не похожее на родителей дитя. Потому что время совсем другое. И город Севастополь, и события, произошедшие в нем, во многом отражают его. И спектакль «Севастополь» отражает. Именно поэтому он наполнен хорами, зонгами, плачами, стихами. И именно поэтому - открою вам секрет перед премьерой - сейчас к нему присоединились и новые удивительные люди - рок-музыканты из Киева «Братья Карамазовы». Поэты всегда пробуждались в тревожные времена, чувствуя близость больших перемен. Такое время и нынче, когда к нам возвращается ощущение государства, которое всегда спасало Россию, когда грядут новые времена, в которые люди начали вспоминать, что человек вторичен после Бога и что мы все связаны: шахтеры, актеры, инженеры, слесаря. А Севастополь - точка сборки этого нового мира...
Марина Алексеева
|