ОЛИГАРХИ ПРИ ВИДЕ КОНФЕТ И ШОКОЛАДА СТАНОВЯТСЯ СЛОВНО МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ
Ирина Эльдарханова, директор кондитерской фабрики «Конфаэль», покорившей миллионы российских сладкоежек, поделилась рецептом успеха и рассказала, за что ее ценят президенты государств и почему олигархи при виде конфет и шоколада становятся словно маленькие дети.
Шоколад со вкусом счастья
- Ирина Борисовна, расскажите, как вам удалось стать лучшей на российском рынке шоколада?
- Все началось в один прекрасный день — 14 февраля 1975 года. Тогда я встретила своего будущего мужа, и это предопределило мою судьбу. Представьте — я, студентка третьего курса Ленинградского института текстильной и легкой промышленности, отличница, обладательница Ленинского стипендиата, будущая аспирантка, выхожу замуж за человека иной веры — чеченца — и уезжаю в другую республику. Все менялось стремительно, я перевелась на заочное отделение и отправилась на родину мужа. Это повлияло и на дальнейшую карьеру.
- И как вас встретил новый мир?
- Это был 1978 год, в Чеченской Республике в это время проводилась реструктуризации промышленности. Период, когда маленькие ателье объединялись в крупные компании, а их руководители искали специалистов с профильным образованиям. И вот нашли меня — 22-летнюю выпускницу с красным дипломом, но без опыта работы. Мне предложили должность главного инженера республиканского предприятия. Конечно, я согласилась!
- Какую роль сыграл супруг в вашей карьере?
- Абсолютно во всем мне помогал муж, он — моя стена. Хрупкий, с мягким характером, но настоящий глава семьи. Ради меня он совершил поступок, который я для себя очень высоко оценила. Он мечтал стать ученым, но, понимая, как мне трудно в чужой республике и на новой должности, он пошел работать моим заместителем. Но как только я встала на ноги, а произошло это через несколько лет, он занялся наукой.
- С чего началась ваша шоколадная история?
- В середине 1990-х один мой знакомый из Минторга предложил работать с предпринимателем, который возил фуры с шоколадом, — с этого все и началось. Потом я работала с немецкой шоколадной фабрикой Stollwerk. В 1997-м они построили филиал в Покрове. Производство было нерегулярным, и я решила организовать собственное. Меня вдохновил европейский опыт — в Женеве и Цюрихе продавались конфеты, сделанные из натуральных продуктов.
Начала я в 1998 году с обычных конфет, их было проще делать, а первые шоколадные сувениры (медали весом в 10 килограммов) появились в «Конфаэль» в 2001 году, когда мы презентовали фабрику.
Радость возвращения в детство
- Каким был ваш первоначальный капитал?
- На старте, в 1995 году, моя команда не располагала практически никакими ресурсами. У нас было только доверие, которое ко мне испытывали абсолютно все партнеры.
- Приходилось залезать в долги?
- Да, деньги за первую поставленную нам партию шоколада надо было вернуть через месяц. Мы заняли 30 тысяч долларов под проценты. И расплатились вовремя. Вообще, это один из принципов моей жизни и компании «Конфаэль»: даже если мы несем убытки, мы всегда заботимся о своем имени. Обязательства ставим превыше всего.
- За что вы любите шоколад?
- Я не была влюблена в шоколад, но когда начала заниматься конфетами, вкладывая в это дело всю душу, сразу увидела результат. Да, мы дарим нашим заказчикам радость возвращения в детство. Я видела, как реагировали президенты стран на наши подарки — они испытывали ребяческое восхищение. Видела, что испытывают олигархи, у которых на счетах миллиарды долларов, получая подарки, изготовленные нашей компанией. Они фотографируются со всеми этими шоколадными мотоциклами и чуть не целуют их — ну точно как дети. Невероятное зрелище! Мне рассказывали о реакции Папы Римского XVI, когда ему вручили шоколадный портрет, выполненный нашими кондитерами. Он на глазах превратился в мальчишку, который получил заветный подарок. Ради таких моментов, таких эмоций я и работаю.
- А вы сами любите дарить подарки?
- Мама всегда пекла торты, чтобы гости с собой унесли кусочек. И в Чечне есть похожий обычай: если ты впервые приходишь в дом, то уходишь всегда с подарком. И важно, что «Конфаэль» — это бизнес подарков, именно так себя мы позиционируем. Мы решаем простые человеческие проблемы, дарим им счастье и позволяем им подарить это счастье близким.
- В чем уникальность компании?
- Скажу так: как только мы выпускаем новую коллекцию, через два месяца такую же предлагают другие шоколадные компании. Но мы за это время успеваем придумать уже что-то новое.
- А у вас есть хобби?
- Да, и это чтение. Если еду в отпуск, беру с собой штук 10 книг в надежде, что за 2–3 недели все это прочитаю. А еще люблю гулять — час на прогулки на свежем воздухе всегда выделяю.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА ИРИНЫ ЭЛЬДАРХАНОВОЙ
• Предлагайте клиентам товар разной ценовой категории, но всегда отличного качества, и тогда вы сможете охватить большой круг покупателей.
• Обязательства перед партнерами и клиентами всегда ставьте выше обстоятельств, и тогда найдутся люди, которые даже в самый сложный момент поддержат вас и ваше дело.
• Неважно, каким делом вы занимаетесь, делайте его на совесть.
Наталья Беликова
|