СИЛА ЕЕ – В СЛАБОСТИ
Стопроцентная женщина! Тонкая, чувственная актриса. Любящая, терпеливая жена. Мама трех красавиц-дочерей. Бабушка уже… Вроде бы сила ее - в слабости, настолько женственный образ вырисовывается. Однако выбрала для себя мужскую профессию, жесткую. Режиссер не может позволить себе дать слабину. Даже если режиссер этот - стопроцентная женщина.
Многодетная мама
- Вера Витальевна, вы многодетная мама, что для актрисы большая редкость. Скажите, по молодости лет были сомнения: рожать - не рожать?
- Нет, я считаю, что мне очень повезло с тем, что у нас все-таки была полноценная семья. И Родион (Нахапетов, режиссер, первый муж Глаголевой. - Ред.) хотел второго ребенка. То есть даже мыслей не было на этот счет, оба были уверены в том, что дети - это счастье. А когда второй раз вышла замуж - муж, конечно же, захотел ребенка, и это понятно. Да, были две старшие девочки, и они ему как родные, но все равно хотелось своего. И тоже никому в голову не приходило в чем-то сомневаться...
- Но рождение ребенка - это вынужденный перерыв, а потом еще неизвестно: позовут - не позовут, растеряете форму - не растеряете...
- Нет-нет, тогда вообще об этом как-то не задумывалась. Да и не было у меня такого - что мне нужна работа и только работа.
- Кстати, быть может, своей актерской карьерой не боялись рискнуть еще и потому, что муж режиссер?
- Да нет же, опять повторюсь - не было у меня такого: только съемки, только театр, только работа. Я не сумасшедшая актриса, и мои весы жизненные не шатаются, для меня всегда прежде всего была семья, а потом уже все остальное… А то, что муж режиссер - так он не выбирал истории под меня, он актрису Глаголеву приглашал в свои истории - и то только на те роли, на которые я подходила.
- Это вообще мечта советских актрис - выйти замуж… не за капитана, а за режиссера. Чувствовали зависть женщин-коллег?
- Вы знаете, тогда вообще как-то по-другому все было в жизни устроено. Во всяком случае, мне так казалось. Может быть, по наивности, но я... не то что не понимала, просто не акцентировала на этом своего внимания. Если Родион снимал картину, и в ней не было для меня роли, совершенно спокойно к этому относилась, потому что знала: именно это я не сыграю - этот возраст или этот характер...
Женские чары
- Да о вас тут речи нет - вы же реальный земной человек. Но актрисы могли смотреть и косо - конечно, мол, свою тащит.
- Вот это - «смотреть косо», - наверное, было. Но опять же: если бы из фильма в фильм я играла главные роли (и у нас есть такие примеры), и проваливала бы эти роли, и все бы говорили: понятно: взял, а она не тянет... А у меня, слава Богу, такого не было. И какие-то роли - более значительные, более интересные - я играла у других режиссеров. Поэтому не думаю, что вот так про меня актрисы говорили… А может, и говорили. Не так уж и важно на самом деле, у меня один девиз: на всех не угодишь.
:tycr- Но о такой участи все говорили: и Белохвостикова, и Касаткина…
- Вот вы сами назвали эти пары – я не говорила. Но, во-первых, это очень талантливые актрисы...
- Может, мы бы и не узнали, насколько они талантливы, если б не их мужья.
- Ну, безусловно. Но мужья дали возможность нам узнать их. Другое дело, что практически всегда актрисы снимались у своих мужей в главных ролях, вокруг них крутился сюжет, они являлись главными героинями. У меня такого не было, ни одной такой картины. Если возьмете «Не стреляйте в белых лебедей» - там в главной роли Нина Русланова, а я играла учительницу. Причем у Бориса Васильева в романе мне этот персонаж дико не нравился, когда Родион предложил мне эту роль, я говорила: да нет, это не мое, я не буду это играть. То есть еще и сопротивлялась. И в других фильмах Нахапетова у меня небольшие роли. А, скажем, в «Выйти замуж за капитана» режиссера Мельникова - главная.
- Одна известная артистка как-то сказала: «Да что там Чурикова, был бы у меня муж Панфилов - сыграла бы не хуже». Как к таким высказываниям относитесь?
- Опять же говорю: можно быть суперталантливой, как Чурикова, но обязательно кому-то не угодишь, кто-то непременно скажет - да потому что муж - режиссер. Но что поделать? Конечно, кому-то обидно, что не ее Панфилов или Нахапетов снимал. К этому надо просто привыкнуть. Мириться - нет, но привыкнуть - да.
- Не только в кино, конечно, но женщины часто решают свои проблемы, извините, через постель...
- Наверное, да. Потому что смотришь на какую-то успешную женщину - у нее, допустим, своя фирма, все замечательно, она такая успешная. А потом оказывается, что у нее - муж ли, друг ли... Вот почему-то обязательно находится какое-то плечо, которое все равно поддерживает. Честно говоря, я не очень много знаю примеров, когда женщина добилась успеха сама - ей нужен какой-то толчок, какая-то опора, которая позволит сделать первый шаг. То есть мне кажется, что все равно в судьбе многих женщин, которые крепко стоят на ногах, сыграли свою роль мужчины. Мне почему-то так кажется...
- Ну, а если все-таки про кино? Получение ролей с помощью женских чар было распространенным явлением?
- Вы знаете, я, слава Богу, с этим вообще не сталкивалась. Да, об этом говорят, пишут, некоторые пожилые актрисы объясняют, что мало снимались именно из-за того, что в свое время не пошли на сделку с совестью... Мне тут, честно говоря, добавить нечего. Я, наверное, просто не знаю. Меня Бог миловал.
- Послушать вас - женщины сплошь слабые существа. Но у вас был еще один фильм - «Женщин обижать не рекомендуется»: там слабая женщина по воле обстоятельств становится сильной.
- Да она слабой-то особо не была. Все-таки - банально скажу, но среди учителей, врачей слабых не бывает. Управлять 30 10-классниками, и даже 5-классниками, управлять этими неуправляемыми людьми - это большой труд, и он обязывает тебя быть сильным, ты не должен показать свою слабость. И что мне нравится в той моей героине - что у нее в характере эта сила уже была заложена, то есть я понимала, что играю именно сильную женщину. Которая в какой-то момент может себе позволить быть слабой, но только при сильном мужчине.
Мудрость пришла
- Можете привести пример по-настоящему сильной женщины?
- У меня была (к сожалению, ее не стало не так давно, дожила до 92 лет) родная тетя, сестра моего отца. Вот это характер! Очень властная была, это читалось даже в ее облике. Кто приходил к тете Гале в гости, тут же попадал под ее опеку - то есть человек сразу тобой начинал руководить. Всех строила: и отца моего, и все беспрекословно ее слушались.
- А вам хотелось быть на нее похожей?
- Да нет, не думаю, что я могла быть такой, я совсем другая.
- Но вы считаете себя сильной женщиной?
- Вы знаете, что касается работы… особенно, если это связано с режиссурой, особенно с тем, что нужно организовать людей - то, наверное, да. Особенно, если получается. Потому что, если что-то не выходит, если что-то идет не так, и ты не можешь найти правильное решение, или тебя кто-то подвел, и все рухнуло, - я могу быть разбитой и раздавленной. Могу быть. А сильный человек себе этого не позволяет.
- Режиссер вообще - мужская профессия. Женщины-режиссеры, конечно, есть, но это женщины особого склада. И вас представить таковой сложно, уж слишком вы женственная.
- Да? Это комплимент, спасибо... Вы знаете, на съемочной площадке я бываю жесткой, бываю нетерпимой, могу металла в голос подпустить, и очень даже часто. Не люблю, когда меня не понимают. Если начинаю объяснять, и опять не понимают - меня это сильно раздражает, я бываю несдержанной. Правда, потом очень корю себя за это, и могу попросить прощения.
- А какая вы мама?
- Мама я хорошая (смеется)... Но опять же - дети такие, что они сами уже мамы. И тут история повторяется абсолютно. Как моя мама мне что-то говорила, и мне казалось, что это совсем не так, и надо делать, как ты хочешь, по-своему все - так происходит и с моими дочерьми. Мудрость, она же с годами приходит, и ты понимаешь, что родители желают тебе только добра... Но мне все-таки кажется, я хорошая мама, потому что у нас дружеские отношения, каких-то больших конфликтов даже не припомню.
- Скажите, а то, что дочки выросли, это вздох облегчения или разочарования?
- А пока нет ни того, ни другого - у нас плавно так все переходит. Насте, младшей, сейчас 22, и она только-только стала взрослой. А с другой стороны - есть 9-летняя внучка Полина, 8-летний внук Кирилл. То есть не было такого, чтобы раз: дети выросли - и пустота.
- «Дети выросли» - для многих женщин это означает начало второй молодости. Наступает момент, когда, наконец, можно посвящать время себе любимой.
- А я и так посвящаю (смеется)! Меня всегда на все хватало: и работать, и собой заниматься, и детьми. Как-то все было органично у нас в семье. С двумя старшими мне очень помогала моя мама, я имела возможность ездить на съемки, ходить в театры - как-то все было очень легко. Благодаря моей маме. Боюсь, про меня так дочки сказать не могут, я не такая бабушка. Но сейчас у маленьких есть няни, так что все в порядке. Все уже проще, конечно.
- Так какой же возраст для вас был или есть самый счастливый?
- Мой любимый возраст - это все-таки 25-35. Очень много было работы, какое-то было удовлетворение творческое. Все казалось впереди...
- А сейчас?
- А сейчас… А сейчас все совсем другое. Чем старше ты становишься, тем больше понимаешь, мудрость какая-то приходит, понимание жизни. К сожалению, пожилые люди (не себя, конечно, имею в виду) все больше живут воспоминаниями, а будущего у них как-то... почти нет. Я, может, обижаю сейчас людей пожилых, но такое глобальное одиночество вокруг. И когда сталкиваюсь с людьми в возрасте, как-то грустно становится, что так устроен наш мир. Вот самое страшное в старости - это одиночество…
Журнал «Откровения звезд»
|