Наталья ЖЕЛНОРОВА: ЛЮБИМ ЛИ МЫ СВОЮ РОДИНУ?
Что за вопрос? – Конечно! Но как эту любовь можно выразить не словами «да, да», но и делами? Как сделать, что бы Родина сама почувствовала: ее любят! Да и что это такое: Родина? Березки, тропинка к родной речушке, старая матушка, одноклассники, заросший палисадник, посаженная еще дедом антоновка, радующая золотыми наливными яблоками… Это ее любовь к вам, потомкам, а яблочко – крепкое и янтарное – привет от дедушки с того света. Он любил эту землю, ухаживал за ней и мечтал о честных и достойных потомках. А вы?
Только вот, кажется, что ни первого, ни второго он от них не дождался. И память его не чтится, и дело его заброшено. И на кладбищах кресты перекошены. Зачем нам твое яблочко, дед, если мы съедим израильское, зачем твои цветочки из палисадника, бабушка, если мы купим голландские розы и тюльпаны? И свою любовь мы сместим от родных краев в центр земли, в столицы миры, где конвейером создается все для всех. А то, что в них души нет… А зачем какая-то душа в продуктах и товарах? Лишнее это, дед. Душа – это труд, вдохновение, мечта о том, что кому-то это будет нужно. И будет дорого. Но сейчас это твое, дедово, дорого тоже сместилось в другую сторону: стало дорого не душе, а карману. Вроде понятия те, но и не те. Вот такие, дед, дела.
Любить Родину – это любить населяющих ее людей. Но где нам? Мечтой становиться «уехать туда, где нас нет». И не зря это именно русская пословица: «там хорошо, где нас нет». Тут удар надо делать на второй части – «где нас нет» там и хорошо, а где мы есть – там плохо. То есть плохо от нас самих. И нам же в том числе плохо, потому что мы где-то уже есть. От себя не убежать, если всюду таскаем за собой плохое. Как в том анекдоте: гость справил свою большую нужду под фикус, этим создав невыносимые условия для хозяев. Хозяин менял квартиры, возил за собой любимый фикус, и всюду ему было плохо. Может, нам тоже надо проверить свои фикусы или выкинуть их?
История, ты нам не учитель!
Уважаем ли мы историю в том смысле, что она – как мудрый аксакал, учит нас не повторять старых ошибок? Она вопиет: такое уже было, обойдите этот камень на дороге, не расшибитесь! Но что-то мы не чтим ее драгоценных уроков, накопленных нашими же предками, их потом и кровью, их страданиями во имя нас, их потомков. Видимо, каждое поколение должно совершить свои ошибки, на которых учатся. Но пусть бы ошибки были другими, а не однотипными. Да и что от них проку, если мы сами на них не учимся, и на них также не будут учиться уже наши дети, внуки. Что же за такой заколдованный круг?
И в этом круге, вопреки разуму, мы раболепствуем перед любым «кумиром» на троне (нарушая вторую Божью заповедь: не сотвори себе кумира!) «Не сотвори»! То есть, пока еще нет кумира, чтобы ему поклоняться, но мы уже тоскуем без идола, сотворяем его сами, и не удивляемся, когда он воздействует на нас подавлением, репрессиями, экономическими удавками так, что сил едва хватает только на выживание. Это, видно, в наказание за «кумира».
Не чтим мы и тех, кто своим талантом, выдающимися способностями прославлял наш народ. Имен и примеров не счесть. Было, пожалуй, мало тех, кто бы ни столкнулся с вопиющими гонениями на свою одаренность – завистью коллег, бешенством властей (чиновников), ненавидящих «штучный товар», не позволяющих миру узнать и полюбить этих необыкновенных русских, «поцелованных Богом в темечко». Цирк, балет, несколько художников, музыкантов, певцов и писателей – это избранные властью выбраны лишь для демонстрации того, что и у нас есть искусство. Они как яркая наклейка на запечатанном «невыездном» сундуке.
Любим ли мы своих ученых, если считаем их открытия, усилия и усердие делом не важным и не нужным? Живем по принципу – вот на нефти заработаем и все сами купим, чего там содержать эту армию «кулибиных». А вас, кандидаты и профессоры, уважим, только если ваши открытия «откроет» зарубежный мир. Тогда еще и поверим. Но лучше будет, когда они возьмут себе ваши труды, и потом продадут нам в виде готового «продукта». Так- то оно вернее.
Страна не позволила талантам раскрыть миру наши души, донесли туда такую силу вдохновения, которая высекала бы к нам любовь иноземцев. Вот где была дорога к храму! Но ею пренебрегли, стали бряцать оружием и показывать всем «кузькину мать». И как тут все внутри страны встрепенулись, словно, это не образное выражение непонятно чего, а родная мать! Увидели ее, родимую, наконец, эти «кузькины» дети!
Непонятно почему, но «кузькина мать» точно пришлась по сердцу и кумирам, и многим россиянам. Дескать, теперь есть чем гордиться: мы им покажем, мы им наподдаем… За что? – За то, что не ценили нас, не боялись. Не важно, чего мы по многим важным жизненным показателям находимся на низких местах на мировом пространстве, не важно, что народ наш, владеющий территорией с огромными богатствами, живет в нищете, но мы гордимся, что можем показать миру кукиш или кузькину мать. И вот это сермяжное, посконное, у нас выплеснулось наружу. К месту будет такой анекдот. Молодая учительница заходит в 3 класс и говорит детям: «Ребята, бога нет, и поэтому вы можете показывать небу кукиш». Все, кроме одного, стали тянуть ручонки с кукишем вверх. «Мойша, а ты почему отстаешь?» – «Марьванна, если бога нет, то некому показывать кукиш, а если бог есть, то зачем мне портить с ним отношения?» А зачем мы с миром портим отношения? Мы же знаем, что он есть!
Там, где мы могли бы в легкую взять мировую славу лаской, добродушием, ровным уважительным партнерским отношением, а также налаживанием внутри своей страны собственной достойной жизни, сделавшейся привлекательной и для других, мы снова предпочли «пужалки». Такое уже было. Снова старые ошибки. Миру не хватает позитива. Нет примера такого устройства государства, где человеку (не одному, «которого мы все знаем», не ворам окруженцам), а нормальному – честному и трудолюбивому – было бы хорошо, где раскрывались бы таланты каждого, несущего мир в мир! Вот бы и создать его в России – все для этого имеется.
Чего тебе надобно, старче?
Уважаем ли мы старшее поколение, создавшее для нас те блага, что мы жадно «прожираем» сейчас? Стали бы они так бороться за эту землю, если бы они не считали ее своей священной родиной, той сакральной территорией, которая дарована Богом и завоевана их предками?
С болью мы видим запустение полей, захламление лесов и рек – кровеносных сосудов земли. Так могут относиться к земле только те, кому глубоко наплевать, что с ней происходит. Урвать свое, продержаться в нынешний момент, а об остальном – лучше не видеть и не слышать. Нынешнее поколение возмущается только состоянием дорог, и то по той простой причине, что на хорошей иномарке по ним далеко не укатишь.
А то, что поля не колосятся, зарастают мелколесьем, попробуй потом его выкорчевать… А то, что леса настолько завалены буреломом, что любой маленький костер на этом поприще превращается в огромный пожар, который выкосит не только тысячи гектар его величества леса, но и незасеянные поля с их сухой травой, и деревушки, которые примостились на берегу захламленной речушки, которая для огня не станет преградой… Вот тебе и большая беда от равнодушия к родной природе. Думали ли наши родители о том, что мы так обойдемся с их наследием?
Вот такие, брат, дела. Темные, как дремучий лес, нечищеный от буреломов. Словно сами будем вечно молодыми, словно не видим, что время бежит с бешеной скоростью, и скоро тебе лично будут намекать, что пора, пора и честь знать. Произошла мутация сознания, ластиком стирается забота о старших, уважение к ним и главное – приобщение их знаний, их выстраданной мудрости к нынешнему распорядку действий, критическому осмыслению пути, куда идем, за кем - ведь слепые же! - идем, и что с собою из скарба тащим. Старики становятся свидетелями нашего позора.
Истории известно, что поколения, не чтущие своих предков, как растения с иссеченным корнем. Вроде пока оно держится на земле, его даже можно украсить мишурой, как срубленную на новый год елку, но все знают, что это просто игра. Как и день победы 9 мая, когда страна вдруг вспоминает, что на свете еще есть старики, и лицемерно превозносит их, чтобы забыть уже на следующую неделю. Как ту же елку с мишурой.
Детки, детки, где ваши бабки?
Любим ли мы своих детей? В погоне за карьерой мы лишаем их главного – чистосердечного общения с нами, родителями, и со старшим поколением. Оно и справлялось бы с этой священной миссией, но за счет общего падения уважительного отношения к старости, и в молодых семьях к ним отношение, как к отжившим. Вон, смотрите, выступают против удобного заморского корма, тянут ребенку морковку с грядки, когда есть готовые, рекламированные смеси, говорят о совести и о Боге… Отжившие. Динозавры, не умеющие пользоваться простым гаджетом. Чему они научат наших детей? Лучше уж нянька из Самарканда, за большие деньги. А отрежет она головку вашему ребенку – еще вопрос. Может, повезет и не отрежет. Дети одеты, обуты, накормлены – и что еще надо? Все сделано, что внушила реклама. А она молчит о том, что будет дальше. О поступках и ответственности за них, о доброте и уважении, о милосердии к угнетенным, о «не обижай другого, слабого, не укради, не завидуй и не убий»… Об этом реклама молчит, потому что не знает, как продать этот товар, во что его завернуть и какую цену поставить. А нет рекламы – нет и понятий благородных.
Любим ли мы стариков? Дай Бог, если отдельные дети и внуки жалуют своих дедушек и бабушек, но общая картина безрадостна. А ведь старики – это не хлам человеческий, а тоже сундук с драгоценностями. Их нестяжательство, незлобивость, оптимизм, терпение, смирение, упование на Бога, милосердие и щедрость – суть того, чего не хватает миру для осмысления своей жизни и для равновесия: прошлое, настоящее и будущее. Как нельзя отменить ни одно из этих понятий, так и прошлое через настоящее телепортирует в будущее либо свою благодарность, либо свои проклятия. В зависимости от того, как родина к ним относится. Посмотрите на древние, много пережившие нации – для них старость священна! Ее мудрость востребована! Их дети учатся на почитании старших! Они и для власти – арбитр ее поступков и постулатов. А для нас, порой, их внутреннее «я» – не живая душа с сокровенным набором дум и дел, оценок и наблюдений, а маразм, «ну что с тебя взять, дед или бабка, кроме твоей убогой пенсии?!»
А что же старики наши ненаглядные? Они стали вместо хранителей мудрости обузой для государства, оно уже плохо скрывает свое сокровенное желание: чем бы их меньше стало – тем было бы лучше, выгоднее. А то живут и живут… Вон уже 70 лет прошло после войны, а они никак не вымрут, как бельмо на глазу – то квартиры им давай, то льготы, да еще и пенсии просят повысить. Им уже и так и сяк намекают: старикам отведено по 12 лет пенсии – время дожития, а некоторые мужчины, молодцы, и без пенсии умирают в 58 лет, а если ты тянешь и дальше, значит, отбираешь хлеб у других, молодых. Так что имейте совесть, дед с бабкой, вам уже на кладбище прогулы ставят… И это вместо того, чтобы доверить им наставничество молодежи, обучение их ремеслам, воспитание трудных подростков, сохранение библиотек и музеев… Разве мы не обязаны сделать все, чтобы они с радостью отдавали свое мастерство, опыт, свою духовную мудрость младшему поколению? В конце концов, не зря же им дарована длинная жизнь?
Продолжение следует.
|