НАТАЛЬЯ КРАЧКОВСКАЯ НЕИЗМЕННО ВЫЗЫВАЛА УЛЫБКУ
В четверг, 3 марта, не стало Натальи Крачковской. Удивительное дело: не сыграв ни одной серьезной роли, она, между тем, совершенно заслуженно стала для многих любимой актрисой. В чем тут секрет? Обаяние? Наверное, да. И еще вот это, не менее важное: в отличие от многих кинокрасоток, на которых смотришь с придыханием, Крачковская была невероятно «земной».
Смешить, не переделывая себя
Не классические черты лица. Совсем не идеальная фигура. Не бархатистый голос. Ни лоска, ни изысканности. А потому – своя. Обычная женщина, каких миллионы.
Биография Натальи Крачковской – тот самый случай, про который говорят расхожее «ничто не предвещало». Смотришь, с чего все начиналось, и лишь разводишь руками.
С 1961 по 1967 годы Крачковская - лаборантка в институте металлургии СССР, с 1967 по 1970-й работала на кафедре геологии МГУ и вдруг… С 1974 года - актриса Ивановской областной филармонии, с 1975-го - актриса Москонцерта.
Наталья Леонидовна любила свои воспоминания, делясь ими щедро, от души. Вспоминала, например, и о том, как постоянно бегала на «Мосфильм»: снималась сначала в массовках, затем – в крошечных ролях. Это, впрочем, не важно, хотя и показывает упертость, необходимую в профессии. Важнее другое: в массовке ее заметил знаменитый режиссер Григорий Александров – тот самый, снявший «Веселых ребят» и «Волга-Волга» - и пригласил в фильм "Русский сувенир". Еще важнее вот что: на съемках жена Александрова, великая актриса Любовь Орлова, дала Крачковской совет: "Не пытайтесь себя переделать".
И Наталья Леонидовна никогда и не пыталась.
В ее фильмографии – 117 картин. Многие и не вспомнишь, но – там ведь и настоящие шедевры.
1964 год. «Женитьба Бальзаминова». Крачковская не теряется на фоне Георгия Вицина, Тамары Носовой, Лидии Смирновой, Ноны Мордюковой и Инны Макаровой.
1971-й. «12 стульев» Леонида Гайдая и блистательное исполнение роли мадам Грицацуевой.
В 1973-м «Иван Васильевич меняет профессию». Вот она, Наталья Леонидовна, стягивает парик и произносит уже ставшее классикой: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат».
Вот она обаятельная продавщица пирожков в мини-сериале «Два капитана» и Медведица в детском фильме «Мама» в 1976 году. Ольга Яновна в «Покровских воротах». Кончита в «Человеке с бульвара Капуцинов».
Она снималась всегда – независимо от возраста, здоровья, политического строя и, что уж там, качества сценариев. За последнее – получала море критики, но считала, что не привередничать надо, а работать.
В 90-е, когда многие жаловались на отсутствие ролей, она играла в первом отечественном сериале – «Клубничка», в «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» все того же Гайдая, что когда снимал ее в «Иван Васильевиче», в, прости, господи, «В поисках золотого фаллоса»…
Но критика давно поутихла, осталось – уважение.
Да, она не пыталась себя переделать. А нужно ли это было кому-то?
Наталья Крачковская неизменно вызывала улыбку. Добрую улыбку в каждой своей картине. Это – редкость. Не каждому дано.
Светлая вам память, Наталья Леонидовна!
Борис Войцеховский
|