РОСТРОПОВИЧ ОТКАЗАЛСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА БОМБЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ
С 27 марта по 5 апреля в России пройдет VII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Пять концертов состоятся в Москве, а два в Санкт-Петербурге и Кронштадте, где родилась и провела свое детство великая певица Галина Вишневская. Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович подчеркивает, что нынешний музыкальный праздник посвящен Вишневской, 90-летие со дня ее рождения будет отмечаться в этом году. Традиция фестиваля — участие мировых звезд высочайшего уровня. К сожалению, в этом году из-за сложной экономической ситуации организаторам пришлось отменить два концерта. Но выдающийся дирижер современности Зубин Мета выступит в Москве с оркестром, хором и солистами Maggio Musicale Fiorentino. Маэстро Мета рассказал, почему он так дорожит участием в фестивале Ростроповича, с которым его связывала многолетняя дружба.
Музыканты не чувствуют разницы в возрасте
— Когда вы познакомились с Мстиславом Ростроповичем?
— Мы впервые встретились в Лос-Анджелесе в 1963 году. Он играл концерт Дворжака со мной и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.
— Как быстро вы нашли общий язык?
— Мы мгновенно стали друзьями и долгое время поддерживали очень теплые отношения. Он много раз играл со мной и филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Израиля, с Лондонским симфоническим оркестром. Словом, мы играли вместе очень долго. Наш последний совместный концерт с итальянским оркестром состоялся в моем родном городе — в Бомбее. У Ростроповича возникла идея — создать фонд, который помогал бы молодым индийским музыкантам заниматься классической музыкой. Ростропович дал этому фонду имя моего отца — дирижера Мехли Меты, с которым они тоже были большими друзьями и тоже вместе выступали в Лос-Анджелесе. Помню, что бомбейский концерт был бесплатным: Ростропович просто отказался брать за него деньги. А Музыкальный фонд, кстати говоря, существует до сих пор.
— Оказало ли знакомство с Ростроповичем влияние на ваше творчество?
— О да, огромное! Каждая репетиция и каждый концерт со Славой были для меня уроками и, само собой, источниками вдохновения.
— Мстислав Ростропович был старше вас лет на десять. Чувствовалась ли эта разница во время ваших совместных репетиций и концертов?
— Нет, конечно же. Музыканты в принципе не чувствуют разницы в возрасте.
— На протяжении трех десятилетий вы — главный дирижер фестиваля Maggio Musicale Fiorentino. Почему это ежегодное событие так важно для вас?
— Это один из самых престижных музыкальных фестивалей в Италии. Все великие музыканты и лучшие европейские оркестры выступали там, сам я дирижирую на нем с 1985 года. Очень рад приехать с оркестром в Москву, где мы в последний раз выступали в 2015 году на фестивале Мстислава Ростроповича. В этом году мы привозим "Аиду".
Вырос на русской музыке
— Почему вы остановили свой выбор именно на "Аиде"? В России эта опера очень хорошо известна. Сможет ли русская публика открыть для себя что-то новое в вашем исполнении?
— "Аида" — неотъемлемая часть нашего репертуара на протяжении 50 лет. Мы исполняли ее с Флорентийским оркестром и певцом Андреа Бочелли. Когда я предложил Ольге Ростропович привезти "Аиду" в Москву, она была в восторге от этой идеи. Что касается нового прочтения оперы — могу только надеяться на это. Наше выступление будет насквозь итальянским: итальянский оркестр, итальянский хор и прекрасные певцы — Мария Хосе Сири, Вероника Симеони, Фабио Сартори, Симоне Пьяццола, Джорджо Джузеппини и Карло Коломбара. Думаю, русская публика сможет почувствовать вкус подлинной, итальянской "Аиды".
— Галина Вишневская была одной из лучших исполнительниц партии Аиды...
— Безусловно. И мне посчастливилось слышать ее! Я посвящу наше будущее выступление в Москве ее памяти.
— Чем, на ваш взгляд, отличается ее исполнение этой партии Аиды?
— Галина была первой великой певицей, которая вывезла русское искусство за границы Советского Союза. Она, Слава Ростропович и Святослав Рихтер были артистами одного уровня. Как и они, Галина Вишневская владела великим мастерством русского исполнительства. Она была не только первоклассной певицей, но и превосходной актрисой.
— Какими качествами должен обладать современный оркестр?
— Он должен в совершенстве владеть сразу несколькими стилями исполнения: классическим, романтическим, современным... Хотя некоторые оркестры до сих пор придерживаются только одного. Если в одной программе встречаются и Моцарт, и Дебюсси, и Брамс, оркестр должен уметь мастерски исполнить каждое произведение этих совершенно разных композиторов.
— Должен ли оркестр в точности следовать мановению дирижерской палочки? Или он имеет право на импровизацию?
— Мне трудно описать то, что происходит между дирижером и музыкантами на сцене. В управлении оркестром есть нечто мистическое. Дирижер задает ритм, контролирует оркестр, выравнивает баланс инструментов в нем, пытается что-то интерпретировать на свой манер. Но дело в том, что, когда в оркестре сидят великие музыканты, вся интерпретация произведения зависит как раз от них. Дирижер обязан уважать этих музыкантов.
— С каким оркестром вам было приятнее всего работать?
— На этот вопрос я не могу ответить во многом потому, что уже не дирижирую так часто, как раньше. Сейчас под моим управлением выступают Израильский, Венский, Берлинский оркестры и Maggio Musicale Fiorentino. С ними мы достигли полного взаимопонимания.
— Произведения каких русских композиторов вы любите больше всего?
— Несколько лет назад тот же самый вопрос мне задал Горбачев. Я назвал Чайковского, а он удивился: "Почему не Рахманинов?" Я, можно сказать, вырос на русской музыке. Мой отец играл в струнном концерте в Бомбее Чайковского и других русских композиторов. Эта память осталась у меня на всю жизнь.
Подготовили Анна Сабова и Александр Трушин
|