НА РУСИ – ВРЕМЯ «РУСИ ДЕРЖАВНОЙ»
Беседа с основателем и главным редактором газеты «Русь Державная», секретарём Союза писателей России Андреем Печерским.
Церковь надо защищать и Россию спасать
– Андрей Николаевич, как вам в переломном 1992 году удалось от работы в главной партийной газете «Правда» перейти к изданию первой в стране монархической православной народной газеты «Русь Державная»?
– 17 декабря 2015 г. исполнилось 25 лет с тех пор, как со мной случилось чудо. Я работал тогда в одном из международных отделов газеты «Правда». Моя дорога домой и на работу пролегала мимо храма Всех святых на Соколе, время от времени я заходил в него. Однажды я обратил внимание на объявление о том, что завтра празднование дня святого апостола Андрея Первозванного и спросил у старушек, относится ли как-то ко мне апостол Андрей? Они ответили, что это день моего святого, моих именин и посоветовали поисповедаться, причаститься. Так я и поступил на следующий день. И, стоя на службе, поглядывал на часы, потому что рабочий день в редакции уже начался. Действительно на работе меня вызвали к высшему руководству, но вместо нареканий я услышал: «Мы тут подумали и решили назначить тебя заместителем ответственного секретаря». Я в то время занимал должность спецкора, а здесь перескочил на 7 – 8 ступенек вверх. С тех пор я имел уже непосредственное отношение к созданию газеты, по крайней мере её международной части.
В 1992 г. по совету одного своего знакомого я встретился с архимандритом Кириллом (Павловым). К стыду своему я не знал, кто это, какую духовную высоту этот человек представляет, и что его молитвами спасается Россия. Когда я приехал в Лавру, охранник на мои слова о том, что мне назначена встреча, ответил что-то невразумительное. Я расстроился, что потерял столько времени, и зашёл в храм. И тут будто звонок в сердце прозвучал, я понял, что надо ещё раз подойти к проходной монастыря. Охранник стоял весь в поту и говорил, задыхаясь: «Где же вы ходите?! Отец Кирилл вас уже 20 минут дожидается!».
Я увидел стройного высокого седовласого монаха в подряснике с кожаным ремнём. Он повёл меня даже не в приёмную, где обычно принимал посетителей, а к себе в келью. Удивительное дело – все сомнения, противоречия, которые во мне были, вмиг исчезли. Батюшка сказал: «Ты все эти метания отложи. Сейчас надо Церковь нашу защищать и Россию спасать».
Пришёл 1991 год. События в стране отразились и на судьбах сотрудников газеты «Правда», кто-то рвал партбилет, уходили, убегали из редакции, кто-то сразу побежал служить новым управителям страны...
Газету тогда несколько раз закрывали, и наш главный редактор Геннадий Селезнёв предложил: «Давайте, чтоб нас не забывали, готовить специальные выпуски». В 1992 г. спецвыпуском газеты «Правда» стотысячным тиражом вышел номер, называвшийся «Храм Христа Спасителя». По сути дела выпуск был предтечей будущей газеты «Русь Державная». Темой восстановления храма тогда занимался и Союз писателей, действовал комитет по воссозданию храма Христа Спасителя. На месте святыни работал ещё бассейн «Москва», когда скульптор Владимир Мокроусов на свои средства соорудил часовенку и там по воскресеньям и средам читали Акафист Божией Матери «Державная».
Оформление газеты делал православный художник Борис Журавский, который сейчас служит священником во Владимирской епархии. В работу газеты сразу же включился Союз писателей России, Вячеслав Клыков со своими программами и своим видением будущего России, воссозданием монархии. Тогда же в Колонном зале Дома союзов прошёл монархический съезд, о чём сегодня мало кто вспоминает. На съезде выступали известные общественные деятели, которые говорили о будущем нашей страны. Часто вспоминаю слова Вячеслава Клыкова, обращённые ко мне: «Андрей, ведь в нашей стране монархию никто не отменял». Мы тогда опубликовали статью моего друга Эдуарда Володина на эту тему. Часто получалось, что мы планировали в газете одно, а выходило совсем другое. В конце 1993 г. я беседовал с архимандритом Петром (Пиголем) на Афонском подворье и выразил ему это своё недоумение. Он ответил: «Не удивляйся, ты вообще здесь ни при чём, просто оказался в нужную минуту рядом с делом, которое тебе поручено. Просто пришло на Руси время “Руси Державной”».
Тогда в «Советской России» была опубликована статья митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) «Державное строительство». Все люди патриотического крыла, зачитывались ею...
Православная народная
– Почему газета называется «православная народная»?
– Сейчас читатели пишут в редакцию на электронную почту, а было время, когда нас заваливали письмами. В основном они носили восторженный характер, видимо, мы со своей темой попали в самую точку. Простые люди говорили на духовные темы, о своей любви к Отечеству. И этим словам нельзя не верить, потому что они произнесены не с высоких трибун, а из самого народного сердца. Мы всегда публиковали выступления Патриарха, которые имеют и духовное, и историческое значение, и важно, что люди откликаются на то, о чём говорит наш Патриарх, наш президент. На этом и должно строиться взаимодействие любого СМИ и народа.
Помню письмо одной женщины из Красноярского края, к которому была приложена тысяча рублей (для Красноярска – это немалые деньги). Я запомнил строки: «Получила газету “Русь Державная” и хочется жить». После таких слов хочется работать, не покладая рук.
Было время, когда у нас были спецкоры во многих регионах, они писали о народной жизни, сейчас мы не можем себе этого позволить, поскольку газета издаётся исключительно на редкие скромные пожертвования. Но в регионах есть писатели, которые присылают нам свои материалы, простые люди пишут письма, которые мы часто публикуем.
С начала нашего издания мы всегда отправляли газету в тюрьмы. Это теперь там появились храмы, а с начала выхода газеты заключённые вырезали образ Державной иконы с первой страницы газеты и молились на него. Однажды пришло свидетельство одного священника о том, что этот газетный образ мироточит.
Однажды в Екатеринбурге на встрече один писатель рассказывал, как к нему в гости приехал дед из глухой деревни. Посмотрел-посмотрел он телевизор и спросил: «Скажи, а у нас в стране что, уже перестали хлеб сеять?». Такое чувство, что у нас только падают самолёты, разбиваются автобусы, совершаются преступления и больше ничего не происходит. Мы застали эпоху, когда писали только о перевыполнении планов. Но это, наверное, лучше, чем стращать людей смертями. До чего мы так дойдём и кому это всё надо? Мы же хлеб всё ещё сеем и промышленность хоть какая-то работает.
– Насколько, на ваш взгляд, изменилось ли состояние российского общества по сравнению с тем, что было в 1990 годы?
– Я вспоминаю беседу с наместником Черниговского скита игуменом Феофилактом (Моисеевым). Он спросил у меня: «Кому будет тяжелее на Страшном Суде – атеистам прошлых лет или нынешних»? И ответил сам: «Атеистам прошлых лет будет легче оправдаться: религия преследовалась, Евангелие не купишь, разве что знакомый дипломат в чемодане привезёт. А как нынешнему неверующему человеку оправдываться? Храмы открыты, православная литература издаётся, фестивали православного кино проходят».
Когда я последний раз был на Афоне и разговаривал со старцем Гавриилом, то спросил его, чем мы можем помочь неверующим людям. Он ответил: «Ни ты, ни я помочь им не можем. Мы можем помочь только своим примером: ходить в храм, причащаться, жить по заповедям, не обижать людей и вести себя достойно, быть принципиальными. Тогда это повлияет на тех, кто рядом с нами». Только подавая пример другим, мы можем что-то сдвинуть, в том числе и издавая православную газету.
– Какие мысли приходят в преддверии столетия революции 1917 года и в преддверии столетия явления иконы Державной Божией Матери?
– Эта икона находилась в Кремле, в Вознесенском монастыре. И на открытии прошедшей в ноябре 2015 г. выставки «Православная Русь» в Манеже возле Державной иконы стояли Патриарх и Президент. А икона в те дни оказалась в нескольких десятках метров от своего исторического места в Кремле, где она должна быть. И, я уверен, она туда обязательно вернётся. В 1998 г. священник из подмосковного села Лужки рассказывал, как над его храмом во время Великого поста было явление иконы Державной Божией Матери. А потом выяснилось, что на этом месте в XV в. стоял храм, который являлся подворьем Чудова монастыря в Кремле. Прямая связь, надо только уметь приглядеться. Идея монархии рано или поздно прорастёт в народе, и Русь засияет во всей своей державной полноте. Конечно, прежде, чем возродить монархию, нужно возродить культурно-историческую общность нашего народа.
Беседу вела Ирина Ушакова
|