ОНА БЫЛА У ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК ПОДОПЫТНЫМ КРОЛИКОМ
Театру «Современник» — 60 лет. О его традициях, об одном из легендарных режиссеров и о лучших актерах рассказывает Людмила Иванова, отдавшая сцене знаменитого московского театра без малого шесть десятков лет. С Людмилой Ивановой мы встретились в ее доме, расположенном в двух шагах от театра.
Необычный любовный треугольник
— Как вы умудрились поселиться в таком элитном месте — на Чистопрудном бульваре?
— Поселиться?! Да я пять раз меняла квартиру, чтобы наконец-то здесь жить.
Я ведь очень много работала в театре, поэтому жить так далеко от него — в Бирюлеве, не могла. К тому же у меня была еще и общественная нагрузка...
— Какая же?
— Специфическая: я собирала штрафы за опоздание актеров и выполняла прочую неблагодарную работу.
— Кого штрафовали чаще других?
— Больше всего денег отдала за опоздания чудесная актриса Лилия Толмачева. Она всегда опаздывала. Бежит по улице на каблучках, золотые волосы развеваются, и хотя бы на минуту, но все равно опоздает. Я ей прямо с порога и заявляю: «Давай три рубля».
— И что вы делали с деньгами штрафников?
— Устраивали после спектаклей культурные посиделки — с конфетами, цветами, хорошим чаем.
В наш театр тогда приходил весь цвет московской интеллигенции — и Высоцкий, и Шукшин, и Солженицын, и Вознесенский, и Вампилов, когда приезжал в Москву. Главный режиссер Олег Ефремов был образованным и начитанным человеком и требовал того же от актеров.
— Как вы считаете, его сыну Михаилу качества отца передались?
— Мише? Конечно. У него же такие гены! Вы вспомните, из какой он семьи: его мама — Аллочка Покровская — большая умница.
Дед — знаменитый оперный режиссер Борис Покровский, который одно время возглавлял Большой театр.
— В «Современнике» всегда кипели нешуточные любовные страсти. Какая история любви вам кажется самой необычной?
— Пожалуй, самая необычная — любовный треугольник: Олег Ефремов — Нина Дорошина — Олег Даль.
Ниночка очень любила Ефремова, и когда он ушел от нее к Алле Покровской, она вышла замуж за Олега Даля.
Брак продлился несколько дней.
Нина потом всегда говорила: «Никогда ничего нельзя делать назло». А Даль назло женился на Татьяне Лавровой. Из-за этого «назло» случилось несколько разбитых судеб.
Гению Олегу Далю врезала по лицу
— Правда, что, работая над очередным спектаклем, Ефремов влюблялся в кого-нибудь из занятых в нем актрис?
— Чистая правда. Влюблялся во многих. Но главным для него всегда был спектакль, а не женщина. Режиссер он был великий. Вся слава «Современника» — это слава Олега Ефремова.
— Общепризнано, что самые красивые актрисы служат в вашем театре.
— В «Современнике» играла одна из самых талантливых и красивых актрис XX века Татьяна Лаврова. Великая актриса, но с очень трудным характером. Режиссеры ее боялись. Она не умела подчиняться, бывала грубой и резкой. Я ей говорила: «Танечка, нельзя с таким характером быть актрисой, ты что-нибудь сделай с собой».
Если бы не характер, Лаврова сыграла бы больше ролей и в театре, и в кино.
— А кого, на ваш взгляд, можно назвать самым выдающимся актером «Современника» из тех, кто служил в нем раньше и работает сегодня?
— Раньше «Современник» много гастролировал по стране, и после спектаклей зрители устраивали свои конкурсы на лучшего артиста, и всегда называли Олега Даля. Да, он гений и был рожден для того, чтобы играть на сцене. С ужасом вспоминаю, как после первого спектакля Даля в «Современнике» я врезала ему по лицу.
Предыстория рукоприкладства такова: во время спектакля Олег надел на голову стол и ушел с ним. Я выбежала за ним и тут только поняла, что он пьян в стельку. Вмазала ему. Он убежал.
Три дня мы его искали. Коллеги мне говорили: «Люда, что ты наделала? А вдруг такой ранимый Олег Даль что-нибудь с собой сделает?» Я очень переживала. К счастью, Олег вернулся в театр живой и невредимый и даже попросил у меня прощения.
— Почему он напился?
— Почему, почему... Боялся играть. Волновался. Все гении волнуются, когда выходят на сцену. Вот Евгений Евстигнеев из-за этого нередко забывал текст. Если говорить о тех, кого я считаю великими актерами, назову Гафта: он никогда не повторяется, не было случая, чтобы Валя одинаково сыграл роль.
Гениальным я считаю и Сергея Гармаша.
— А если я спрошу вас о главном качестве худрука «Современника» Галины Волчек?
— Она невероятная умница, умнее человека я в жизни не встречала. Я ведь знаю Галю с юности. Мы учились на одном курсе в Школе-студии МХАТ. Кстати, все свои режиссерские задумки Галя пробовала на мне. Я была у нее подопытным кроликом.
— Галина Борисовна — строгий режиссер?
— Не такой строгий, как Олег Николаевич. Ефремов боготворил театр, жил ради театра и не разрешал, чтобы актеры снимались. Однажды он так сильно ругал Олега Табакова за то, что он всю ночь снимался, а утром на репетиции плохо играл. Ефремов так стыдил Табакова, так стыдил…
— Олег Табаков был директором «Современника» в течение шести лет, с 1970 года. Каким он вспоминается вам на этой должности?
— Мы выбрали Олега директором, потому что он умел ладить с людьми, договариваться и завязывать влиятельные знакомства.
Хорошим был директором.
Но потом его друзья стали проситься в театр, отказать им Олегу было сложно, и он ушел к Ефремову во МХАТ.
— Было время, когда зрители ночевали около касс театра, чтобы купить билет на спектакль. Как вы думаете, почему сегодня этого нет?
— Театр успешный тогда, когда его худрук из года в год делает премьеры. Мое мнение — руководить театром должен выдающийся режиссер, который находится в хорошей творческой форме.
Анжелика Заозерская
|