У ТАРКОВСКОГО НИКОНЕНКО ЕДВА НЕ КУПИЛ ДЖИНСЫ
В отличие от актеров, уверяющих, что все роли им одинаково дороги, Сергей Никоненко из своих 210 работ самой любимой называет одну. Это роль Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт». Сыгранная в далеком 1971-м, она стала судьбоносной, подарив ему главное дело всей жизни. Буквально на руинах Никоненко создал Есенинский культурный центр в Москве. Он не жалеет на него ни сил, ни времени, ни средств. 16 апреля отмечает 75-летний юбилей народный артист РСФСР Сергей Никоненко. Накануне дня рождения юбиляр дал интервью, в котором вспомнил о друзьях студенческой юности, рассказал о том, что волнует сегодня.
Главная роль жизни
Мы встретились с Сергеем Петровичем в переулке старого Арбата, в Есенинском культурном центре, который был создан усилиями Никоненко.
— Расскажите о причинах, побудивших вас взяться за создание музея поэта.
— Во-первых, самая любимая роль, которую я сыграл в своей жизни, — это роль Есенина в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт».
Было это в 1971 году. А во-вторых, это место на Сивцевом Вражке — уникальное.
Может, я бы и не взялся за восстановление этой квартиры Анны Изрядновой (первая гражданская жена Сергея Есенина) — там были буквально руины, если бы в одном дворе, правда, в разное время, не жили два Александра — Пушкин и Блок, а еще Андрей Белый. Более того, в квартире Пушкина через 40 лет жил брат Петра Ильича Чайковского. Рядом — философ Соловьев, к которому постоянно ходил Лев Толстой. Напротив жил художник Нестеров.
Рядом — писатель Анатолий Рыбаков...
Копировал Герасимова
— Забот много? С финансированием кто-то помогает? Недавно поменяли паркет в петербургской комнате поэта.
— Скоро повесим там большую картину, на которой Есенин читает свои стихи в литературном салоне Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.
Что касается денег, то я сам себе и помогаю. Провел в нескольких организациях литературные вечера, они сбросились и паркет поменяли. Говоря современным языком, бартер.
— Давайте вернемся в вашу студенческую юность. Среди ваших товарищей по ВГИКу были и Василий Шукшин, и Андрей Тарковский, и Андрей Кончаловский. Вы были дружны?
— Во время учебы во ВГИКе Шукшин был бомжом, жил у меня в комнате, на раскладушке спал. Василий часто приходил к нам на курс, где вечерком можно было поесть и рюмочку выпить.
Если кто-то уезжал из студентов, открывали ему окно в общаге — на проходной его уже не пускали, а то и на вокзале ночевал. С Шукшиным у нас была разница в 12 лет, и он щадил меня. Так, не рассказывал мне о том, что его отца расстреляли. Шукшин, кстати, мой любимый режиссер.
А у Тарковского я едва не купил джинсы: он фарцовкой занимался во ВГИКе, джинсы продавал. Я уж собирался купить, но джинсы оказались без заклепок, польские и какие-то вялые.
Между прочим, я отказался сниматься в фильме Тарковского. Андрей звал меня пробоваться на роль Николки в картину «Андрей Рублев», а я сказал ему, что лучше меня эту роль сыграет Николай Бурляев, которого я видел в дипломной работе Андрея Кончаловского. Сейчас понимаю, что надо было сниматься.
— Как вам, москвичу, удалось так убедительно сыграть деревенского чудика в фильме Шукшина «Странные люди»?
— Родился я в Москве, но в июне 1941 года родители привезли меня в деревню Корнеево Смоленской области.
Рядом — деревня Слепцово. Так вот мой папа — из Слепцова, мама — из Корнеева, и я жил то в одной, то в д ругой деревне и с интересом, внимательно наблюдал за людьми.
— В кинематографе вы один из рекордсменов по количеству сыгранных ролей. А сейчас вам интересно сниматься?
— Последняя картина, где мне понравилось сниматься, — «Время танцора» Вадима Абдрашитова, но Вадим уже 20 лет ничего не снимает.
Сегодня уже режиссеры другие. Единственное, что говорят актерам молодые режиссеры: «Можно погромче» или «Можно помедленнее».
Признаюсь, что сейчас не очень интересно играть. Но деньги нужны, вот и снимаюсь. Когда совсем противно, то отказываюсь. Вот от роли в антрепризном спектакле у Константина Богомолова отказался.
— Почему? Неужели не хотелось поработать с самым модным, самым кассовым режиссером?
— Для Богомолова важны только его изыски в режиссуре, а актеров он не видит.
Был у него на трех репетициях и дальше не выдержал.
Он сейчас ставит в «Ленкоме» «Идиота» Достоевского, так там 65-летняя Аглая и 80-летний Рогожин. Хотя в молодости я мечтал работать именно в театре.
Когда был школьником, подделал контрамарку, по которой бесплатно ходил в Театр Вахтангова и в Театр Маяковского. У меня был кумир — вахтанговец Николай Гриценко, его игра — недосягаемая вершина.
В 1954 году поступал во все четыре театральных училища, но, к сожалению, ни в одно не приняли. В «Щепку» мечтал поступить, но мне предпочли Михаила Кононова.
— А во ВГИК на курс Сергея Герасимова легко поступили?
— Не очень. Вручая мне студенческой билет, Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал мне тихо: «Молодой человек, мы принимаем вас условно. Фиксировать это не будем. Но, пожалуйста, побыстрее освобождайтесь от своих штампов и клише. Не понимаю, где вы успели их наработать? Вы уже такой артист артистович». У Герасимова была невероятная интуиция на талант. Между прочим, в студенческие годы я классно копировал голос Сергея Аполлинариевича и разыгрывал наших девчонок, говоря с ними по телефону голосом Герасимова. Иногда мне такие секреты рассказывали, думая, что я Сергей Герасимов! Галю Польских часто разыгрывал, и она верила.
— Расскажите о своей дружбе с Никитой Михалковым.
— С благодарностью вспоминаю нашу кинематографическую молодость с Никитой Михалковым.
Так, как он работает с актерами, больше не работает никто. Я снимался в его картине «Спокойный день в конце войны». Он вывез нас в Вологодскую область, в деревню, где у него были знакомые мужики. Мы прожили с ними дня четыре, и я учился у них говорить по-вологодски. Когда Михалков увидел, что я уже хожу по деревне с девчонками и играю на гармошке, сказал: «Серега, пора уезжать, к роли ты готов». Михалков без устали ищет и находит самые неожиданные нюансы отношений между персонажами, постоянно что-то пробует и много репетирует.
— Как отметите юбилей?
— Дома. Выпью рюмочку. А как не выпить? Повод серьезный.
Анжелика Заозерская
|