15-ЛЕТНЯЯ ГИМНАЗИСТКА СОЗДАЛА ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ
96 лет назад в Моссовет пришла устраиваться на работу девочка. 15-летняя гимназистка с косичками думала, что ей предложат стать гардеробщицей. А ей довелось в тот же год осуществить свою мечту — создать театр для детей. А через три года, в 18 лет, — второй театр. Так начиналась карьера режиссера Наталии Сац (1903–1993).
Синяя птица
Наташа выросла за кулисами: ее отец, Илья Сац, был композитором и дирижером, написал музыку к постановке «Синей птицы» в Московском Художественном театре. И ей было жаль детей, которые не могут приобщаться к этому миру — хотя бы из зрительного зала. Но театров с детским репертуаром до революции не было.
Весна 1918 года. Революционная Москва. Девочке подали идею — устроиться, пока занятия в гимназии не возобновятся, в театрально-музыкальную секцию Моссовета. Кадров не хватало: многие интеллигентные люди не желали сотрудничать с новой властью. А заведующий секцией возьми да и предложи: — У нас должен быть детский отдел, а работника там пока ни одного нет.
— А что… мне надо будет… делать? — А это мы вас спросим, что вы будете делать, — улыбнулся заведующий.
У Наташи ответ был готов. Конечно, организовывать для детей настоящие спектакли! Но это легко сказать.
Предоставлять помещения никто не хочет: все боятся, что пролетарские дети, впервые попавшие в театр, нанесут в залы грязи, а то и обдерут обивку с кресел. Избалованных артистов приходится уговаривать разучивать новый репертуар, да еще и ездить с ним на подводах по окраинам.
Никто и не думал щадить самолюбие 15-летнего заведующего отделом.
Один артист в бобровой шубе берет Наташу за подбородок и мурлычет: «Не донимайте нас речами, деточка».
«Какой же из меня выйдет организатор, если не научусь подчинять себя и свои взрывы делу?» — каждый раз думает девушка.
На рабочем месте тоже приходилось себя отстаивать. Новая начальница Ольга Каменева невзлюбила Наташу и стала выживать ее из отдела. Опытная аппаратчица, 35 лет, сестра Льва Троцкого (в тот момент — председателя Революционного военного совета) — против девушки-подростка. Но Наташа бросила ей в лицо: — Я так люблю эту работу, что стерплю все обиды и, если мне будет еще тяжелей, чем сейчас, все равно не уйду отсюда, знайте это! А уволить меня вам не удастся, потому что советская власть справедливая, а работаю я изо всех сил.
Наташа добилась того, чтобы осенью 1918 года открылся первый Детский театр Моссовета. Но потом у нее возникли разногласия с режиссером.
Наташе пришлось покинуть свое детище.
Весной 1921 года 18-летняя девушка хитростью захватила полуразрушенное бесхозное здание бывшего кинотеатра «Арс». В тот же год там был открыт Московский театр для детей (сейчас это Российский академический молодежный театр). Понадобилось взять кредит для продолжения работы над спектаклем — а Наташе отказали из-за возраста (совершеннолетие наступало тогда в 21 год)...
Наталия Сац руководила театром 16 лет — до 1937 года. Дальше можно скороговоркой. Арест. Пять лет лагерей. Запрещение жить в Москве. Создание в Алма-Ате первого в Казахстане театра юного зрителя (1945 год).
Возвращение в Москву. Создание Московского детского музыкального театра (1965 год), который теперь носит ее имя… Но все это не так впечатляет, как первые два театра, созданные еще до совершеннолетия. Конечно, Наташе повезло с эпохой, отзывчивой к новым идеям. Но и эпохе повезло с Наташей.
С ее умением владеть эмоциями и находить единомышленников. И вести их за собой. Длинной вереницей.
Как за Синей птицей из спектакля, к которому писал музыку ее папа…
Мария Раевская
|