«ВЛАСТЬ НИКАК НЕ РЕАГИРУЕТ НА НАШИ ПРОБЛЕМЫ, ПРОСЬБЫ… МИМО ПРОХОДИТ»
Прямая линия с Владимиром Путиным, состоявшаяся на минувшей неделе, началась с обсуждения одной из двух извечных российских бед.
Половина российских дорог не соответствует ГОСТу
«Посмотрите, пожалуйста, в каком у нас состоянии дороги: яма на яме. У нас машины ломаются, колеса отваливаются», - пожаловалась президенту жительница Омской области по имени Екатерина. По ее словам, «власть никак не реагирует на наши проблемы, просьбы... мимо проходит».
По мнению Владимира Путина, главная причина удручающего состояния отечественных дорог заключается в нецелевом использовании средств региональных дорожных фондов. Президент обещал «окрасить» эти деньги, т.е. проследить, чтобы они тратились по прямому назначению. Путин также обещал половину средств, полученных за счет повышения акцизов на топливо (примерно 40 млрд рублей), отдать в дорожные фонды.
Многие ждали, что президент вспомнит еще о появившемся недавно сборе с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам, так называемой системе «Платон». Но Путин ничего о «Платоне» не сказал, возможно, потому, что со сбором денег возникли трудности - водители всячески сопротивляются «Платону».
Например, руководство Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) выступило с инициативой: не платить за проезд большегрузов по дорогам, не соответствующим ГОСТу. Хотя вряд ли власти пойдут им навстречу - ГОСТу, по официальным данным, на сегодняшний день соответствуют не более 60% федеральных трасс (цифра кажется завышенной). На остальных водители уродуют свои машины. Впору им требовать от Росавтодора компенсацию за ущерб.
Напомним, государственный стандарт РФ, сокращенно ГОСТ, «Автомобильные дороги и улицы...» был введен летом 1994 г. В документе детально прописаны «требования к эксплуатационному состоянию (дорог и улиц), допустимому по условиям обеспечения безо-пасности дорожного движения».
Вот, к примеру, некоторые требования, предъявляемые к покрытию проезжей части: «Покрытие... не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств». Между тем любой водитель засвидетельствует, что эти требования на наших дорогах нарушаются сплошь и рядом. Как же можно брать деньги за проезд по этим, с позволения сказать, трассам?
Ни для кого не секрет, что строительство дорог в России едва ли не самое дорогое в мире. И даже за бешеные деньги мы часто получаем не дороги, а «направления». Вот свежий пример: в Калуге начала разрушаться шестикилометровая дорога, на ремонт которой в прошлом году было потрачено 42 млн рублей. По свидетельству активистов Общероссийского народного фронта, в некоторых местах от дорожного полотна уже отвалились куски асфальта. Ни о каком ГОСТе в этом случае, понятно, не может быть и речи.
Стремление властей пополнять дорожные фонды, в том числе за счет новых сборов, больше всего смахивает на попытки наполнить бочку с выбитым днищем. Пока в стране не будет жесткого контроля за расходованием средств и качеством строительства и ремонта, а расхитители и бракоделы продолжат уходить от ответственности, дороги останутся одной из двух наших главных бед.
Максим Грегоров
|