МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК ЗЕРКАЛО БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ
Поздним субботним вечером россияне приникли к экранам телевизоров. Людей волновал больше не хоккей – в Москве шумит-грохочет шайбами и клюшками чемпионат мира, а финал конкурса певцов «Евровидение», проходивший в Стокгольме. Разумеется, все желали победы нашему исполнителю – Сергею Лазареву. Выступил он достойно, занял третье место. Казалось бы, неплохо. А вот и нет! Ведь россиянин уступил победу не просто другому исполнителю, а представительнице Украины – Джамале…
Новые песни, старые обиды…
Наутро начались истерические крики – в газетах, интернете, на радио: Россию засудили, унизили! Во всем виновата гнилая европейская демократия! Против нашей страны введены новые санкции, на сей раз – музыкальные. Это не «Евровидение», а враждебный Европарламент! И так далее.
Давайте успокоимся, разберемся. Или хотя бы попробуем.
Музыкальный конкурс – это не футбол, где побеждает тот, кто больше забивает и не бег, где главное скорость. Это - выбор. Все решают вкусы критиков, членов жюри. А о них, как известно, не спорят. Или спорят, но не так горячо - до хрипоты, злобы…
В другое время, в ином месте поговорили бы и разошлись. Признали бы результат и успокоились. Но не здесь. Если бы в Швеции победила австралийская кореянка Дэми Им или мальтийка Ира Лоско, никакого шума бы не было. Но выиграла-то конкурс украинка Джамала! И не друг, и не враг, а так… Обидно! А если вспомнить, что ее страна и кредиты не отдает, и забор на границе с Россией строит, то становится обидно вдвойне. В общем, зеркало нашей жизни. Кривое…
Нет, мы все еще нервничаем. А зря.
Если международное жюри оказалось не слишком благосклонным к российскому певцу, то зрители – в том числе украинские - щедро наградили Лазарева голосами. Так же поступили и россияне по отношению к Джамале.
Стало быть – только не судите автора за столь оптимистичный вывод - у двух народов есть перспективы для мирного сосуществования.
Представительница Украины выиграла конкурс, вызвав на родине бурный всплеск оптимизма. Жителям этой страны такая радость нужна была позарез, ибо проблем – больших и малых - у них невпроворот. Для них это настоящий луч света! Ура, Европа с нами! Мы показали, на что способны! Музыка – фундамент нашего будущего! В общем, украинцам можно радоваться до следующего конкурса «Евровидения» в 2017 году, которое пройдет у них на родине.
Это не только почетно, но и накладно. Между прочим, Швеция потратила на проведение музыкального конкурса почти 800 миллионов евро. Возможно, Украина уложится в меньшую сумму, но денег все равно потребуется немало. И уже сейчас надо думать, где их взять. Не исключено, что придется пойти с шапкой по кругу, как предложил один украинский политик. Или в Киеве уймут гордыню и попросят взаймы у России?..
Еще немного о певцах. Чуть не написал – о наших певцах…
Сергей Лазарев сверкал, блистал – в прямом и переносном смысле – его выступление было в стиле нашего бурного времени, с массой впечатляющих спецэффектов. Он привез в Швецию песню «You are the only one» - «Ты – единственная». Хорошая мелодия, но почему он пел по-английски? Отчего россиянин не стал выделяться из общей массы?
Не слышал, чтобы западные певцы пели по-русски. А наши – сплошь и рядом – по-английски. Почему? Ведь наш язык – тонкий, мелодичный, способный передать малейшие оттенки, задеть тончайшие струны души.
Споем, вспомним, задумаемся
Извините, что повторяю прописные истины, но, сдается, что многие не в курсе.
Может, отчасти потому и проиграл Лазарев, что не было в нем индивидуальности, не ощущалась личность. Спел то, что дали. Кстати, его наставником был Филипп Киркоров, который сочинил песню вместе с какими-то иностранцами. И упомянутые спецэффекты, между прочим, придумали тоже не наши люди.
Украинская певица – яркая, оригинальная. Однако ее композиция «1944», что называется, на любителя - с банальными словами, повторами. Если не знать подтекста, текст ничего не скажет. А песня – о страданиях крымских татар во время Сталина…
Возникает вопрос - нужно ли в известный музыкальный конкурс включать мелодии с политической направленностью? Вопрос спорный, об этом уже немало сказано.
Не могу обойти вниманием людей, которые комментировали конкурс «Евровидения» на ТВ. Эта миссия была возложена на известных – правда, не в музыкальной сфере телеведущих – Эрнеста Мацкявичуса и Дмитрия Губерниева. Но если первый проявил себя достаточно скромно, то второй был, как всегда, громогласен и многословен.
Губерниев – не стану говорить о его скромных, по всей видимости, познаниях в музыкальной области, комментировал, как привык. Словно это футбол или биатлон. Все время говорил про чемпионов. Когда чешское жюри не отметило исполнение Лазарева, Губерниев обиделся, как ребенок: «Ну, ничего, мы им на чемпионате мира по хоккею надаем».
Песню Джамалы Губерниев назвал рассказом о тех, «кто покинул свои дома в поисках лучшей доли. Это одна из проблем, перешедших к нам из прошлого столетия». Зачем это лукавство? Ведь любой желающий может без труда узнать, что именно хотела сказать своим выступлением певица из Украины.
Как резюме - резонный вопрос: почему музыкальный конкурс освещали не певцы, музыканты, критики, которые бы дали взвешенную, квалифицированную оценку действу? А так - одни эмоции. Громко, нервно, невпопад…
Представляю, какие страсти разгорятся через год, когда на Украине состоится конкурс «Евровидения». Возможно, снова вспыхнет ажиотаж, начнется сведение счетов, зазвучат взаимные упреки. Начнут с музыки и песен, а закончат политикой и экономикой.
Может быть, начнутся дебаты – ехать нашему представителю на Украину или поостеречься: мол, обидят, засудят…
Думаю, ехать надо. Обязательно! Только петь представителю России следует непременно по-русски! Уверен, на Украине у него будет немало поклонников. Ведь песни и музыкальные традиции - это одни из немногих уз, которые сегодня связывают две наши страны.
Споем, вспомним, задумаемся. И, может, сделаем первые шаги навстречу?
Валерий Бурт
|