СИДЕТЬ В ЗОЛОТОЙ КЛЕТКЕ – ЭТО НЕ ДЛЯ НЕЕ
Любимая актриса нескольких поколений. Для всей страны она стала своей, практически родной. Почему? Наверное, не только в таланте дело. Наверное, еще в судьбе. Типичной для многих русских женщин. Судьбе, сыграть которую невозможно - только прожить…
Муж ее сильно смущал
- Галина Александровна, ваш первый муж был человеком восточным…
- Да, Фаик Гасанов, азербайджанец. Но обрусевший - даже языка своего не знал. Он учился на режиссерском: очень эрудированный человек был, книг много читал. Но привлек именно внешностью. Думала: если я такая беленькая, а тогда была и худенькая, хрупкая, то муж обязательно должен быть высоким и темным.
- Миниатюрная блондинка, высокий брюнет - пара идеальная?
- Необязательно. Муж и жена, они же друг друга не по цвету волос должны выбирать... Я молодая была. Знаете, опыт все-таки приходит со временем. Единственное, немного его стеснялась. Фаик был страшно начитанным, иногда спрашивал меня, знаю ли я Кафку, Андрея Белого, еще каких-то писателей - вот это меня сильно смущало.
- Так и закомплексовать недолго.
- Да-да, у меня и были комплексы. Я, знаете, в его присутствии старалась больше молчать. А Фаику, видимо, нравилось, что жена его, как завороженная, слушает. А я что, очень рано осталась сиротой, росла с малограмотной бабушкой, сама вроде училась ничего, более-менее прилично, но чтобы блистать эрудицией - нет, этого у меня отродясь не было. Вот и помалкивала.
- Настоящая восточная жена. А могли бы всю жизнь сидеть дома, готовить мужу еду, ждать его с работы?..
- Ни за что. Даже представить себе такого не могу. Сейчас, конечно, все изменилось. Может быть, жены богатых бизнесменов и позволяют себе сидеть дома, ходить на тусовки, развлекаться, посещать косметические салоны - и никаких забот. У меня совершенно другая жизненная закваска. С детства знала, что, кроме старенькой бабушки, у меня нет никого - надеяться могу только на себя. Тем более очень рано я осталась одна, с маленьким ребенком...
- Сколько вам было лет, когда погиб муж?
- 25. Я тогда снималась в «Журналисте». Сценарий этого фильма Сергей Герасимов и Тамара Макарова написали специально на меня. Когда мы закончили учебу, Сергей Аполлинариевич выступил перед всем курсом, попрощался. «Но с одной студенткой, - говорит, - я не расстаюсь. Она будет сниматься у меня в картине». Честно говоря, я не так помню «Дикую собаку» и «Я шагаю по Москве», как именно «Журналист». Во-первых, снималась у педагога. А во-вторых... Как раз на этой картине у меня сначала умирает бабушка, а буквально через десять дней на съемках в Одессе трагически погибает муж.
- После того как в 25 лет вы стали вдовой, мужчины боялись к вам подходить или, наоборот, прохода не давали?
- Нет, ну оказывали какие-то знаки внимания. Но ничего такого. Во-первых, я постоянно работала: то в Ростове, то в Грузии. А во-вторых... всюду ведь была с дочкой.
- Но, судя по возрасту младшей дочери, довольно скоро вышли замуж вторично.
- Года через три. Мне было 28 лет, а в 29 я уже родила.
- Те три года стали самыми тяжелыми?
- Конечно, тяжело было. Я осталась одна, без родных. С девочкой на руках...
- Вы снова говорите про житейские трудности, но ни слова - о потере близкого вам человека.
- Вы знаете, честно говоря, последние годы Фаик жил в Одессе, там и работал. Виделись мы редко. Не могу сказать, что вот-вот разводились, но каких-то близких отношений между нами уже не было. Время от времени он приезжал: поживет недельку, и снова в Одессу. И у меня одни сплошные поездки. Недели советского кино проходили то во Франции, то в Италии, то в Греции...
- То есть семьи как таковой уже в общем-то и не было?
- Нет, семья была. Но... Бабушка, комнатка маленькая, ребенок. А еще и брат с семьей.
- И все в одной комнате?
- Представляете? Когда уезжала на очередные съемки, даже радовалась, думала: вот хорошо - хоть как-то отдохну от этой обстановки. И он, видимо, так же... Какие-то романы случались, но... Муж есть муж. Сейчас, с годами, даже больше стала его вспоминать. Перелистываешь свою жизнь и думаешь: все-таки жалко, что так случилось. Жила бы я с ним, родила бы еще двоих детей. И было бы, наверное, лучше.
- Второй брак не сделал вас счастливой?
- К сожалению. А после развода начались проблемы и с работой. Все висело буквально на волоске.
«После развода со мной боялись связываться»
- В чем причина?
- Моим вторым мужем был Саша Сурин, сын генерального директора «Мосфильма». А когда мы расстались, режиссеры предпочитали со мной не связываться.
- Вас запрещено было снимать?
- Нет, просто раньше все очень строго было: проводили кинопробы, потом они утверждались гендиректором. И зачем ее вызывать, думали они, если все равно не утвердят. Ужасное положение. Безработица, безденежье, маленькие дети, я одна. И помощи ждать не от кого - родных никого. Как ни странно, выручили поляки. Мой знакомый оператор Ежи Липман, который работал с Анджеем Вайдой, узнал о моем положении и попросил Вайду, чтобы меня пригласили на работу. В обход «Мосфильма». Картину снимал Анджей Пиотровский, лучший ученик Вайды. Чисто польское производство, в нашей стране фильм так и не вышел, играла я польку.
- С вашей фамилией и немудрено.
- Я ему так и сказала: «У вас же польские актрисы такие красивые. Вы, наверное, вызвали меня, потому что моя фамилия - Польских». Пиотровский рассмеялся: «Вот именно то, что они артистки, это и на экране видно. А нам нужна девушка из жизни».
А из наших режиссеров лишь Игорь Гостев отважился потом пригласить меня на съемки. Я сыграла в его фильме «Фронт без флангов», получила за него Госпремию, и только тогда все вернулось на круги своя. Хотя лично я не думаю, что свекор стал бы вставлять мне палки в колеса. Сурин был очень хорошим человеком, просто его боялись и не хотели связываться. А может, он, наоборот, сказал бы: пускай только она снимается - все-таки не чужие.
- Теперь этого никто не узнает. А почему не сложились отношения с его сыном Александром?
- Разные мы с ним люди. Все получилось как-то второпях, необдуманно. После смерти первого мужа я долгое время никуда не ходила, ни с кем не общалась. Замкнулась в себе, в работе. Может, поэтому со мной эта глупость и случилась...
Помню, когда после развода стало уже совсем невмоготу, ко мне пришел Вася Ливанов, привез полные сумки продуктов. «Что ж ты, - говорит, - никуда не ходишь, ни с кем не общаешься. Вот и получила. Мы бы тебе хоть что-то рассказали».
Честно говоря, в том доме я просто мучилась. Во-первых, по натуре я человек стеснительный. А тут и беременность, и тесть - директор студии, знала же, как на «Мосфильме» все сотрудники его боятся. А утром просыпаешься: ванная, кухня... Очень я была зажатая.
- Лишний раз боялись с ним столкнуться?
- Ну не я это была! Как птица в клетке. Ничего мужу не говорила, все держала в себе. Но... там была и другая причина. Мама.
- Почти как в вашем фильме «По семейным обстоятельствам». Невестка не ужилась со свекровью?
- Не совсем так. Все-таки совершенно другой дом. И совсем другой уровень жизни. Который просто не для меня.
- Не пытались смирить гордыню? Наверное, хорошая перспектива - быть невесткой директора главной киностудии страны.
- Безусловно. Да и Александр был достаточно обаятельный и способный человек, я снималась у него в картине. С этого наши отношения и начались. Но... не мой человек. И хорошо, что очень быстро все у нас закончилось. Рано или поздно наш брак все равно бы распался…
- Ну а третий брак почему не случился?
- Ну да, можно было еще раз выйти замуж. Но... девочки, девочки. Зная их характер, всегда этого избегала. Старшая Ирада еще как-то попроще, а Маша очень ревностно относилась ко всем мужчинам, которые меня окружали. Если что: «Мама, ты почему с ним кокетничаешь? Уже неприлично».
- Вы тоже так считали?
- Да нет, отношения, которые бывают в 25-30 лет, потом уже не повторяются. А просто сидеть, вместе чай пить, телевизор смотреть или ходить на презентации... Да нет, это неинтересно…
Журнал «Откровения звезд»
|