СТАРИКАМ ПРЕДЛАГАЮТ ОПЛАЧИВАТЬ СОЦУСЛУГИ ИЗ ПЕНСИИ
Вот уже полтора года идет реформа социальных служб. Работать по-новому заставляет Федеральный закон от 28.12.2013 N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступивший в силу с 1 января 2015 года.
Оптимизация без границ
Предполагалось, что новый закон облегчит жизнь и соцработников, и тех, кому они помогают.
Но вместо того, чтобы укрепить необходимую и востребованную социальную службу, ее , похоже, всеми силами стараются развалить. Соцработники жалуются на невыносимые условия работы, низкую зарплату, многие уходят по собственному желанию, оставляя своих подопечных на произвол судьбы.
Когда вам говорят, что социальные службы никто не сокращает, не верьте. Чиновники Министерства труда и социальной защиты РФ выпустили письмо от 7 марта 2014 г. № 12-0/10/П-1077, в котором прямо говорится, что сокращение социальных работников к 2018 году должно составить не менее 15 процентов. К 2018 году, например, в Приволжском федеральном округе один социальный служащий должен помогать 9 нуждающимся, в Уральском федеральном округе –12, в Дальневосточном федеральном округе – 10. Впрочем, не дожидаясь положенного срока, нормативы эти уже выполняют и перевыполняют. На сегодня в среднем у одного соцработника приходится по 13–15 подопечных, хотя раньше было 7–8. А в городе Сланцы, например, есть отделение социального обслуживания на дому, где 11 соцработников обслуживают 130 человек!
По новому закону все соцработники должны иметь соответствующую квалификацию и образование. Не секрет, что до сих пор старым и больным помогали люди, не имеющие специальной подготовки.
Шли в соцслужбы на мизерную зарплату обычно люди из деревень и небольших городов, где другой работы просто не было. Теперь многих опытных сотрудников, не имеющих соответствующего образования, могут уволить.
Задачку по оптимизации каждый регион решает по-своему. В Оренбургской области, например, сделали нестандартный ход – сократили 194 человека. И тех, кто не занимается социальной реабилитацией, а только оказывает бытовые услуги, выделили в так называемое рабочее бюро. У этих специалистов нет статуса социального работника, а значит, и роста заработной платы. В некоторых областях основную массу соцработников, тех, кто ходит по домам, носит продукты, просто перестали называть таковыми. По этой причине социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе, которые ходят по домам и помогают старикам и инвалидам, ни на какое повышение зарплаты рассчитывать не могут.
Основной причиной сокращений, надо полагать, послужила необходимость исполнять майский указ президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О государственной социальной политике». По нему зарплата соцработников должна расти. А где взять денег, если дополнительных средств не выделено?
По новым стандартам каждого подопечного надо навестить хотя бы два раза в неделю. Так вот, если учесть, что у соцработника на попечении 13 человек, то значит, в день ему нужно совершить примерно пять походов к каждому старику, принести каждому по четыре – пять килограммов продуктов. А еще нужно по дому помочь, квартиру убрать, еду приготовить, воды принести, вещи постирать и т.д.
Но не так страшна работа, как норма выработки, измеряемая в единицах трудоемкости (ЕТ). Чтобы отработать свой оклад (зарплата соцработника в богатой Москве – 19.600 руб.), нужно сделать норму 330 ЕТ.
Система устроена довольно хитро и не учитывает возможных чрезвычайных обстоятельств. Доставка продуктов оценивается в два ЕТ, а за влажную уборку полагается только единица.
Работники московских соцслужб на поликлиники тратят по два и более часов, а записать в учетную ведомость могут только одну ЕТ. Время на дорогу не учитывается. А при нынешних пробках автобус приходится ждать по 45 минут только в один конец. Сопровождение в медицинский центр оценивается в два ЕТ, хотя на данную услугу уходит фактически весь рабочий день. Чтобы заработать на зарплату, в день надо набирать около 14 ЕТ.
Нагрузка и спрос
Итак, число соцработников сокращается. При том, что число их подопечных увеличивается. Теперь это не только одинокие люди, полностью или частично потерявшие возможность самостоятельно себя обслуживать, передвигаться. Но также семьи, в которых есть инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. Социальную опеку должны получать и семьи, в которых живут люди с психическими заболеваниями. На помощь соцработника теперь могут рассчитывать выпускники детских домов до 23 лет, у которых нет работы и жилья. Совсем бесплатно соцуслуги будут получать те нуждающиеся, у кого доход ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе. Остальным за услуги придется платить. Например, в Самарской области прожиточный минимум для пенсионеров 7560 рублей. Соответственно, чтобы рассчитывать на бесплатного соцработника, нужно получать меньше 11 340 рублей.
В целом, соцуслуги в стране сегодня получают более 15,8 миллиона человек. Число же нуждающихся в помощи государства увеличилось за год почти на миллион. По прогнозам, к 2018 году по сравнению с 2014-м их будет больше на 24 процента.
А по данным Союза социальных работников и педагогов, уже сегодня почти половина российских граждан так или иначе пользуются услугами соцработников. Кроме стариков и инвалидов, которым они положены бесплатно, к помощи соцработников за небольшую плату обращаются многодетные, неполные семьи, одинокие больные люди.
По новому закону перечень соцуслуг, включающий около 50 позиций, не ограничивается рамками закона об основах социального обслуживания. Региональная власть вправе его расширить на свое усмотрение. В Оренбургской области, например, объявили бесплатными и помощь участникам Великой Отечественной войны, и все детские услуги. Дополнительная забота о нуждающихся ложится на плечи соцслужб.
В то же время сами учреждения социального обслуживания больше не имеют права решать, нуждается человек в соцпомощи или нет. Все, кому нужна такая помощь, должны подавать заявления в специальную комиссию сами и заключить договор с организацией, которая будет их обслуживать. После этого составляется индивидуальный план под каждого человека.
Чиновники не подумали о том, что простая, казалось бы, процедура не всем старикам под силу.
Невольной жертвой нового порядка стала 90-летняя Клавдия Малашкина, ветеран войны, скончавшаяся в день Победы, запертая дома без еды и питья. Как потом выяснилось, старушка не смогла написать заявление на соцобслуживание. Зато в двери ее квартиры были найдены три открытки с поздравлениями от властей...
Всех под домашний уход
Вся суть реформы соцобслуживания в том, что социальные службы должны сами зарабатывать. От центров социального обслуживания стали требовать планы по количеству предоставляемых платных услуг. Об этом в социальных сетях пишут многие социальные работники. Одни из них жалуются на то, что их заставляют навязывать платные услуги, тогда как подопечные привыкли получать их бесплатно. Другие признаются, что не могут собирать с бедных бабушек и оплачивают им свои услуги из своего кармана, чтобы не уволили.
Сами соцработники в разговорах не под диктофон жалуются: все идет к развалу бесплатной социальной службы и открытию частных контор. Новый закон разрешает оказывать социальные услуги негосударственным организациям – НКО, представителям малого и среднего бизнеса.
Фактически речь идет о конкуренции двух систем: государственной и частной. Да, бесплатно гарантированные услуги будут предоставляться, но натиска платных предложений не избежать нигде – ни в частной конторе, ни в государственной.
Собственно, то же самое уже произошло и в медицине, и в образовании. Плачевный результат говорит сам за себя.
Теперь подбираются к интернатам и домам престарелых. Их хотят укрупнить или вообще ликвидировать, заменив обслуживанием стариков на дому. В расчете на одного человека в среднем по России оно составляет 26 тыс. руб. в год, в стационарах – 193 тысячи, то есть в 7,4 раза больше. Экономия получается внушительная. В некоторых регионах уже начали готовиться к такой оптимизации. Развивают технологии «приемных семей для пожилых людей», когда одинокий пожилой человек живет в семье, которая ухаживает за ним и получает соответствующее вознаграждение от региона. Широкое распространение получают «школы по уходу» и программы обучения патронажных сестер и сиделок.
– Передача социального обслуживания частным организациям хорошая вещь, но это надо делать осторожно. Ведь система соцобслуживания складывается десятилетиями, – говорит Антонина Дашкина, президент Союза социальных педагогов и социальных работников, член Общественного совета Минтруда РФ. – Частник возьмет дом-интернат, а потом у него бизнес лопнет и старики останутся не у дел…
Как показывает международный опыт, необходимо развивать именно государственную систему социального обслуживания.
На основе исследования «Инвестиции в экономику ухода», проведенного по заказу Международной конфедерации профсоюзов, ученые доказали, что вложения в социальную сферу дают гораздо большую отдачу, чем инвестиции в обычную инфраструктуру: сберегаются государственные ресурсы на социальные выплаты, новые работники, люди старшего возраста, платят налоги и пополняют бюджет. При этом сокращается гендерное неравенство, повышается качество жизни. И это убедительное доказательство того, что «вложение в старость» – более эффективный способ выхода из рецессии, чем политика жесткой экономии.
Но механизм уже запущен. Список гарантированных социальных платных услуг по фиксированным ценам в разных регионах свой, вплоть до заготовки дров на зиму. Некоторые из услуг могут оказаться недоступными для уязвимых категорий населения. Сегодня, заплатив от 30 до 100 рублей, нуждающиеся могут заказать социальным работникам покупку продуктов, лекарств, газет, уборку квартиры, оплату коммунальных платежей. Их также могут за плату постричь и побрить, помыть и поменять белье, сделать инъекции и массаж. И даже почитать книги – 30 минут чтения в некоторых регионах обходятся в 50 рублей. Цены вроде бы невысокие, но на одну пенсию платными услугами особо не побалуешься.
Счетная палата РФ уже начала активную проверку доступности социального обслуживания нуждающимся в помощи пожилым людям.
Проверка пройдет вплоть до августа этого года. Аудиторы оценят работу мобильных бригад, соблюдение сроков очередности граждан на соцобслуживание. Проверят, насколько честно, результативно используются казенные деньги. Тогда и станет понятно, куда ведет реформа социального обслуживания. Правильно ли выбраны ее ориентиры или их надо серьезно корректировать.
Юрий Алексеев
|