ОНА СОЗДАЕТ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ У НЕЕ СЧАСТЛИВОЕ ОЩУЩЕНИЕ НАПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ
Наталья Тарнавская — создательница проекта по спасению и реставрации старинных вывесок. Она ежедневно отстаивает право города на сохранение собственной истории. О том, для чего это волонтерство нужно успешной бизнес-леди, она рассказала в интервью.
Бескорыстная помощь
— Наталья, вы успешный руководитель собственных бизнес-проектов, не связанных с архитектурой. Как возник этот интерес к реставрации?
— Я коренная москвичка, родилась в Измайлове, но работаю в центре города, поэтому провожу там довольно много времени. И однажды я решила больше узнать о его домах, поэтому как турист начала ходить на городские экскурсии, изучать памятники.
И во время этих прогулок, я поняла, насколько беззащитна эта городская история. Ведь самое страшное, что может случиться с картиной, висящей в музее, — это то, что ее уберут в запасник. А дома встроены в город, они меняются вместе с ним, их сносят, реконструируют. С одной стороны, это интересно, потому что они продолжают жить, а история дома не заканчивается пока, сохраняется место, где он стоял. С другой стороны, если снести исторический дом, то восполнить потерю невозможно. Поэтому когда я узнала, что у нас есть градозащитные организации, то решила к ним присоединиться.
— А как появились в вашей жизни вывески?
— Началось с вывески на Бронной в 2012 году. Во время массового ремонта фасадов мимо дома проходил местный житель, художник-декоратор Павел Эйлер, обративший внимание на то, что из-под сбитой штукатурки проступают необычные буквы. Мы вместе с ним пришли на это место, расчистили вывеску и выяснилось, что на эркере написано «Аптека». Краеведы объяснили нам, что эта вывеска принадлежала уникальной аптеке, работавшей здесь с 1914 года. Здесь была аптека и до революции, и в советское время, и после 1991 года. Адресов, сохранивших свое назначение после дореволюции, в Москве буквально десятки. Эта большая редкость, и их надо беречь. Мы решили ее восстановить, ведь на Патриарших прудах нет ни одного памятника архитектуры. Конечно, с Прудами связан булгаковский роман, и это притягивает гостей. Но что именно здесь показывать туристам — непонятно! И нам показалось, что эта вывеска сможет стать якорем, вокруг которого разовьется интересная бытовая история.
— Откуда нашлись деньги на восстановление?
— Мы бросили клич по людям, которым это могло бы стать интересно — местным жителям, владельцам кафе. В итоге насобирали около 150 тысяч рублей. По меркам краудфандинга*, который в то время был не слишком популярен, это была довольно приличная сумма. Затем мы наняли реставраторов, которые окончательно расчистили надпись и сделал ее ярче.
Смысл правильной реставрации заключается в том, чтобы найти то, что есть, и максимально это законсервировать. Эта вывеска очень интересная, потому что сохранившиеся фасадные вывески в Москве — редкость. Обычно их делали навесными, потому что это было выгоднее и проще.
— Как выясняете историю найденных вывесок?
— Поскольку я давно занимаюсь градозащитной деятельностью, то знаю всех профессиональных краеведов. То есть не тех людей, которые что-то выучили и водят экскурсии, а тех, кто знает, как работать в архивах и добывать информацию. Их в Москве человек 30–40, и они нам всегда помогают бескорыстно. Благодаря их помощи мы распутываем многие детективные истории, вроде той, что случилась с нашей последней вывеской в Кривоколенном переулке.
— Как это было?
— Сначала мы нашли кусочек облупившейся буквы на фасаде, принялись за расчистку. Под слоем штукатурки проступила надпись: «Заводско-техническая контора инженера Фалькевича». Благодаря краеведам мы выяснили, что владельца звали Самуил Фалькевич, он приехал в Москву из Тамбова. Здесь он подружился с московским автогонщиком, и они открыли в этом здании станцию техобслуживания. Бизнес этот был прибыльный, но не очень стабильный.
И Фалькевич начинает еще одно дело — перерабатывать торф в топливо. Постепенно автосервис сошел на нет, а топливный бизнес продолжил развиваться. Его услуги оказались востребованы и после революции.
Его сын тоже стал инженером, а его правнуки до сих пор живут в Москве. Сейчас эта вывеска украшает переулок, ведь раньше здесь ничего не было. И многие это ценят. Так, когда мы начали собирать деньги на ее восстановление к нам пришел гид и пожертвовал 20 тысяч, заявив, что его экскурсии благодаря этой исторической вывеске будут интереснее.
— Много ли времени отнимает проект?
— Больше всего времени и сил я трачу на административную работу — сбор бумаг и оформление разрешений. Но поскольку я собственник бизнеса, мне не надо сидеть на работе с утра до вечера, поэтому у меня хватает времени все совмещать. Осознание того, что я создала вещь, которой раньше не было, вызывает у меня счастливое ощущение наполненности жизни.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА ОТ НАТАЛЬИ ТАРНАВСКОЙ
1. Чтобы находить уникальные детали, надо тренировать взгляд: ходить на экскурсии и внимательно смотреть по сторонам.
2. Важно найти поддержку среди жильцов, тогда получить разрешение на реставрацию будет проще.
3. Реставраторы должны быть профессионалами, их работу нужно хорошо оплачивать. На всем остальном можно сэкономить.
4. Если заинтересовать человека, то он может оказать помощь бескорыстно.
Виктория Филатова
|