ПЕРВЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗНАНИЯ НОВОГО МИНИСТРА НЕ МОГУТ НЕ НАСТОРАЖИВАТЬ
На прошлой неделе в Общественной палате РФ состоялась конференция «Час с министром». На вопросы граждан, поступавшие со всех концов страны, ответила глава Минобрнауки Ольга Васильева, недавно сменившая на этом посту Дмитрия Ливанова.
Учить или воспитывать?
Ранее г-жа Васильева уже высказывалась в том духе, что реформы, проводившиеся ее предшественником, должны быть «глубоко осмыслены». Многие решили, что за этой фразой скрывается стремление эти самые реформы вообще отменить. Например, пресловутый ЕГЭ, вызывающий за все время его существования шквал критики.
Однако противников ЕГЭ ждало разочарование. Выяснилось, что новый министр не помышляет покушаться на единый госэкзамен, лишь считает, что его надо «качественно улучшать». Ну раз ЕГЭ остается, детей к нему надо готовить.
Между тем всем известно, что многие вопросы экзамена, особенно по гуманитарным дисциплинам, не имеют ничего общего со школьной программой. Такие попадаются заковыристые задания, что и доктора наук пасуют. Многие учителя во внеурочное время берутся подготовить своих подопечных к сдаче ЕГЭ. Министра, однако, это не устраивает.
«Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время в школах не использовалось для натаскивания учеников на ЕГЭ», - заявила Ольга Васильева.
Она уверена, что это время надо направить на воспитание у детей гражданского самосознания. По словам Васильевой, она будет этим «действительно заниматься, потому что главная задача - это человек».
До боли знакомая дидактика! Про «воспитание человека» нам прожужжали уши еще в советские времена. Конечно, педагог должен не только обучать детей азам наук, но и отчасти заниматься их воспитанием, однако делать это во время уроков, в свое рабочее время, а во внеурочное - повышать квалификацию, восстанавливать силы.
Он, как и все мы, имеет право на отдых, гарантированное гражданам РФ статьей 37 Конституции. Как и право в свободное время подзаработать денег законными способами. Если он предлагает натаскать детей к ЕГЭ и родители не против, пусть этим и занимается. В чем проблема?
Многие суждения Васильевой отдают архаикой. Например, она полагает, что школьников надо обучать навыкам ведения... сельского хозяйства, одной из задач образовательного процесса считает «развитие агроклассов, создание лесничеств, производственных бригад».
Такое впечатление, что О. Васильева приехала к нам на машине времени из 1930-1950 гг. Неужели она всерьез уверена в том, что современный ребенок, вооруженный компьютером и массой электронных гаджетов, отложит их в сторонку и начнет ковыряться в земле? А заодно отучится задавать всякие вопросы на засыпку? Аграрии же политикой редко интересуются, революций не совершают.
Как бы то ни было, Васильева не скрывает восхищения «отцом народов» и сталинской эпохой, инакомыслие, мягко говоря, не поощрявшей. Она восторгается тем, что Сталин «реабилитировал церковь». А несколько ранее, по словам О. Васильевой, реабилитировал русскую историю и понятие «патриотизм».
Не перебарщивает ли она? Не следует ли министру образования в суждениях о Сталине соблюдать осторожность? Отношение к этой исторической фигуре в обществе неоднозначное. Недавний опрос «Левада-центра» показал, что 60% россиян не хотели бы жить и работать при таком руководителе. Похоже, одна из задач нового министра - приучать граждан чуть ли не с пеленок к мысли о необходимости твердой руки, этакого «Сталина №2».
Впрочем, возможно, страхи насчет «реакционности» и «охранительства» Ольги Васильевой преувеличены, в конце концов, она только приступила к обязанностям министра и еще научится большей сдержанности и аккуратности в оценках. Однако ее первые публичные признания не могут не настораживать.
Игорь Минаев
|