Марк ЗАХАРОВ, режиссер: «Я МОЛЮ БОГА, ЧТОБЫ МНЕ БЫЛО ЕЩЕ ОТПУЩЕНО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЗНИ»
13 октября художественный руководитель «Ленкома», легендарный режиссер, народный артист СССР Марк Захаров отмечает день рождения. В эти дни режиссер репетирует свой новый спектакль — сценическую фантазию на тему двух произведений любимого им писателя Владимира Сорокина — повести «День опричника» и романа «Теллурия».
Храбрость или глупость
— Марк Анатольевич, поведайте, что вас «зацепило» в этих сорокинских произведениях?
— Я задумал поставить антиутопию, действие которой происходит через сто лет после премьеры. Есть вещи, которые сегодня меня по-настоящему беспокоят. Потому что они могут обернуться (и уже в какой-то степени обернулись) некой деградацией общественной мысли в отношении нашей отечественной истории.
Наш современник Владимир Сорокин с большим сарказмом и острым юмором гоголевского склада исследует общественные настроения, которые привели к тому, что в Орле открылся памятник Ивану Грозному. Увлечение стариной, без различения того, кто является в истории тираном, а кто эту историю действительно двигает вперед, — опасно.
Даже дореволюционные императорские историки не осмелились в памятник, посвященный 1000-летию России, поставленный в Великом Новгороде, внести фигуру этого царя. Поэтому дальше я с содроганием жду, что у нас появятся памятники Малюте Скуратову или, например, Лжедмитрию, которых было несколько.
— Марк Анатольевич, давайте лучше поговорим о приятном! Тем более что день рождения — повод подвести какие-то промежуточные итоги. Если без ложной скромности, то чем вы гордитесь, что удалось в жизни по большому счету?
— Я горжусь тем, что у меня родилась талантливая дочь. Горжусь тем, что у меня была замечательная жена, которая сыграла в моей жизни большую роль. Горжусь, что я создал и развил театр, который теперь называется «Ленком», хотя в 1927 году он начинался как Театр рабочей молодежи. В «Ленкоме» произошло несколько памятных зрителям спектаклей, которые стали известны далеко за пределами нашей страны, — «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Тиль», «Три девушки в голубом» по прозе Петрушевской.
И в театре создалась такая среда, которая постепенно стала воспитывать и растить артистов, обогативших не только наше театральное искусство, таких как Евгений Павлович Леонов, Леонид Сергеевич Броневой, Олег Иванович Янковский, Александр Гаврилович Абдулов, но и обогативших своим талантом советский и российский кинематограф. Потому что в кино они использовали те навыки, которые приобрели в театре.
— А есть то, о чем вы жалеете? И что хотели бы задним числом изменить, если предоставилась бы возможность?
— Я бы, наверное, выучил иностранный язык, которого не знаю. Хотя в школе хорошо знал английский и даже совершил преступление, которое, думаю, за давностью произошедшего не попадает под Уголовный кодекс.
Я за одного нашего будущего разведчика, который потом работал в США, ходил сдавать вступительный экзамен по английскому. До сих пор размышляю, была ли это глупость или отчаянная храбрость, и не могу определиться. Я пошел в институт, в который мой приятель сдавал экзамены, прилепив свою фотографию вместо его, храбро отвечал на вопросы, но добился в итоге только четверки. Правда, этого оказалось достаточно для его поступления и превращения потом в человека, который прекрасно говорил по-английски и долго работал в США.
— О чем вы сегодня мечтаете? И что хотели бы пожелать себе самому?
— Мечтаю прежде всего о том, чтобы быть здоровым еще несколько лет. Потому что, к сожалению, театр, построенный на лидерстве режиссера и художественного руководителя, очень зависим, хотя это и несправедливо по большому демократическому счету. Если режиссер простудился и у него температура, если он плохо себя чувствует, то это, к сожалению, через некоторое время отражается на работе театра.
Или если с режиссером что-то случилось и он недостаточно бережно относился к своему организму, то это отражается на его сподвижниках, на его деле. Поэтому я желаю себе и молю об этом Бога, чтобы мне было бы еще отпущено несколько лет жизни, где бы я чувствовал себя хорошо.
Елена Булова
|