ЗДЕСЬ ОН ВДЫХАЛ ВОЗДУХ СВОБОДЫ
В Пскове и Пушкинских горах прошел фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник».
…Скромный деревенский дом в Березино, что в Пушкинских горах. Тот самый, от «Михаила Ивановича». Около него – непривычная суета. Журналисты с телекамерами, местные чиновники, да просто фанаты творчества Довлатова. Сегодня здесь - «Довлатов-фест».
Дом, где согреваются сердца
Микрофон берут те, кто знал писателя. Кто вложил душу и силы в создание этого «заповедника». А затем молодые артисты, сидя на лавочке под окнами, читают отрывки из его «Заповедника» и письма Довлатова. Здесь эти строчки звучат особенно мощно…
Может, потому, что эти стены помнят самого писателя — он здесь жил во время своей работы в Пушкинских горах. И этот «дом Михаила Ивановича» стал уже и артефактом, и музеем одновременно. Несколько поклонников творчества писателя выкупили дом у прежней владелицы и сделали из него настоящий музей. Здесь все, как было при жизни Довлатова — стол, книги, железные кровати, карта на стене, окна без занавесок, дырявый пол, русская печка. И конечно «отдельный вход» и «окна на юг». Экскурсовод Наталия Рясинцева поведает вам все, что вы хотели узнать о Довлатове, но стеснялись спросить…
Так Пушкинские Горы обретают сегодня иную славу, иное измерение. Оригинальную идею соединить имена Пушкина и Довлатова подсказала сама жизнь. Заповедная территория Пушкинских Гор соединила причудливо биографии и великого русского поэта, и замечательного советского писателя. Оба здесь жили и творили – каждый по-своему.
— Повесть Сергея Довлатова «Заповедник» — взгляд большого писателя, важного человека культуры, на жизнь через призму Заповедника, через Пушкинские Горы, — считает один из вдохновителей смотра, продюсер Елена Яцура. — Фестиваль «Заповедник» собирает людей, которые любят Довлатова. Это в каком-то смысле – фестиваль-прогулка по довлатовским местам. Местам, которые сами по себе являются связующим элементом для разных поколений.
Люди из поколения детей/внуков Довлатова с радостью согласились на то, чтобы прочитать свои любимые довлатовские произведения. Нам важно, чтобы его творчество было известно следующим поколениям – и жило дальше. Фокус фестиваля — совместить взгляд Довлатова на Пушкинские Горы и Заповедник с этими местами. Рассмотреть их вместе и посмотреть из текущего времени. Это и называется «культурная преемственность».
На этот раз (смотр проходит второй год) в Псков подтянулся новый культурный десант.
Среди ярких событий «Довлатов-феста» — четыре вернисажа. В псковском Кремле в комплексе Покровский угол, были представлены Новая философия фестиваля
Мы увидели непарадного писателя – усталого, грустного, печального. А вернисаж «Живопись и графика» Светланы Баделиной и Андрея Филиппова в местной галерее «Цех» представил не только романтичный Петербург и Пушкинские Горы, но задорные лубки – даром что сам Филиппов родом из знаменитых «Митьков». Митьки ведь тоже были знакомы с Довлатовым, не раз ездили в Пушкинские Горы на пленэры
Вечером же на набережной псковской реки Великой зажигается инсталляция РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ. Денис Мацуев играет под открытым небом, а огромные светящиеся буквы напоминают о том, на каком переднем рубеже мы находимся.
Но главный маршрут — в Пушкинских горах и в Березино. Через сакральные «михайловские» тропы приходим к тому самому дому Михаила Ивановича в Березино (в повести сам писатель назвал деревню Сосново). Нынче – народный музей с аутентичными предметами быта. А неподалеку бродит, вы не поверите, тот самый отчаянный Толян, который и познакомил Довлатова с Михаилом Ивановичем. Толян стал уже отцом семейства — Анатолий Викторович Федоров… Именно он с супругой и присматривает за Домом-музеем в отсутствие сотрудников.
В последний день участники феста посетили знаменитый Псково-Печорский монастырь и древний Изборск, послушали уличный концерт в традициях open air, который дали музыканты группы All In Orchestra. А Павел Лунгин представил в филармонии свой новый фильм – «Даму Пик». Кино явно «не для всех» — тоже синтез жанров, в котором звучат и ангельские оперные голоса, и нервный ритм детективного триллера, и кипят любовные страсти. В картине мы увидели новую, как бы демоническую Ксению Раппопорт в роли графини и Ивана Янковского в роли new-Германа. Конечно, к прозе Пушкина и опере Чайковского картина Лунгина имеет весьма отдаленное отношение, но к теме «люди гибнут за металл» — самое прямое.
…Эти три дня, которые и впрямь потрясли Псков, оставили ощущение чего-то нового. Загадки. Эксперимента. Прорыва за какие-то официальные «флажки». Некоего протеста против пафоса и гламура штатных «фестивалей», что, собственно, и олицетворял своим творчеством сам Довлатов. Похоже, такой интерактивный сплав искусства рождает новую философию фестиваля как культурной акции. И новое понимание Музея.
— Я абсолютно уверен, что именно Пушкинский заповедник станет настоящим музеем Сергея Довлатова, а не его страшная коммуналка на улице Рубинштейна, — считает один из основателей Дома-музея в Березино Юрий Волкотруб. — Потому что здесь произошло совпадение литературного образа и личности писателя. Он же не написал повесть «Коммуналка». У Пушкина было здесь имение, он так вложился в ауру Михайловского, и Довлатов приезжал сюда не три рубля в день заработать, а вдохнуть воздух свободы. Место получилось намоленное Пушкиным и раскрученное силой слова Довлатова. И сегодня, как ни странно, Пушкин оказывается уже на втором плане – он слишком далек от нас. Получается уже «Заповедник» Довлатова, который нам все-таки ближе…
Кстати, здесь нет лауреатов и победителей, призов и наград. В выигрыше остаются все, вкусившие воздух творчества и свободы Пушкинских гор.
Наталья Боброва
|