ЯЗЫКОВАЯ СТРАНА

Когда речь заходит о владении русским языком, большинство считает, что мы подразумеваем орфографию, пунктуацию или правила склонения. Однако вопрос гораздо шире.

Как наше слово отзовется

Аккорд! Меня будит звук пришедшего сообщения: три кричащих смайлика синхронно появляются на экране телефона. Я называю их «Мунки» — в честь норвежского экспрессиониста, автора картины «Крик». На нее так похожи кричащие эмодзи*.

Критики считают, что на картине Мунка изображен экзистенциальный ужас, пронзительный и панический. Сам Мунк считал, что сумел выразить на полотне «крик природы». Тем временем телефон продолжает разрываться трелями приходящих сообщений.

«Представляешь, я уже почти готов был оклад обсуждать», — приходит следующее после «Мунков» сообщение. Я лениво откидываюсь обратно на подушки в ожидании продолжения. Далее следует серия коротких, но полных боли месседжей**:

«Она у меня спрашивает»,

«А парковка у вас есть?»,

«А то я на работу на машине»,

«Ездию!!!!!!!!!!!!!!»,

«ЕЗДИЮ!!!»

Мне кажется, я прямо слышу этот «крик природы»…

Дело в том, что мой приятель Вадим, серьезный бизнесмен, питающий излишнюю любовь к эмодзи в переписках, уже две недели ищет себе помощника в юридический отдел и периодически жалуется мне на соискателей.

«Так что если у тебя есть знакомый юрист, который не «ездиит», дай мне знать, — продолжает Вадим. — И не КУШАЕТ». Отправляю ему поднятый вверх большой палец и окончательно просыпаюсь.

— Одна из моих любимых цитат, касающихся речевого воздействия, принадлежит Гегелю: «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы им пользоваться», — говорит Лидия Малыгина, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. — В нашей жизни мы постоянно вступаем в коммуникацию с другими людьми — в семье, на работе, с друзьями, со случайными прохожими. Для того чтобы элементарно общаться, человек должен уметь правильно формировать и формулировать свою точку зрения. Человек сегодня постоянно находится в информационном потоке — развитие технических средств коммуникации привело к тому, что пользователь имеет доступ к информации почти круглосуточно. Однако какого качества эта информация? Фильтровать информационный поток и строить на его основе свое мнение, а также правильно его выражать сложно еще и потому, что из школьной программы сегодня убрали такие дисциплины, как логику и риторику. А как мы понимаем, здесь, — Лидия слегка касается висков, — пустоты быть не может.

Если человек не умеет формировать свою точку зрения, он будет просто отражать чужую, двигаться в направлении чужих целей. Это происходит бессознательно.

Я с Москвы!

Грамотное владение языком открывает возможности использования речи в качестве инструмента влияния, защиты и даже может стать своего рода аксессуаром.

— Помимо прочего, наша речь — это инструмент социального деления, — говорит Лидия Малыгина. — Иногда можно одной фразой испортить весь свой образ. На одном из популярных телешоу героя попросили сказать пару слов о себе, и он не нашел ничего лучше, чем сказать: «Я с Москвы». Нам это сразу говорит о том, что он, конечно, не москвич и что этот человек любит приврать. То есть он одной фразой выдал о себе всю информацию, которую старался скрыть. Конечно, язык постоянно меняется, и существует языковая мода, за которой люди очень активно следят, потому что даже на подсознательном уровне они делят собеседников на «своих» и «чужих». Слова — своего рода атрибуты, с помощью которых мы стремимся попасть в ту или иную социальную группу. В 1990-е годы наше общество было очень кримина- лизированным, и много слов проникло к нам из тюремного жаргона, — рассказывает Лидия. — В СМИ, в повседневной речи, в парламенте, в рекламе можно было услышать слова вроде «реальный», «четкий», «косячить», «разводить» — криминальный жаргон. Потом наступили нулевые — период резкого развития интернета, время, когда он захватил нашу жизнь. Интернет стал своеобразной трибуной, где каждый мог высказать свое мнение, и во многом для того, чтобы люди, которые писали безграмотно, могли элементарно не молчать, родился албанский язык — помните, все эти «аФФтар ЖЖот» и прочие нарочито неграмотные фразы. Конечно, это была своеобразная языковая игра, которая была придумана филологами — для того чтобы написать «превеД медвеД», нужно знать хотя бы принципы транскрибирования. Но она позволила людям не стесняться писать в интернете.

Сейчас, конечно, это уже далеко в прошлом, и этот опыт показал, что чтение безграмотных текстов вредит пользователям сети — и очень существенно.

Когда ты читаешь безграмотные тексты, например комментарии в социальных сетях, ты теряешь навык автоматически видеть графический облик слова и быстро читать. Получается, что слово, которое ты привык читать определенным образом, например «что ли», каждый раз написано по-новому — «чтоли», «чтоле» и так далее, — мозг каждый раз воспринимает разное написание как новое слово, и у человека просто теряется темп восприятия. И, что еще хуже, начинает срабатывать зрительная память, и ты уже сам задумываешься, как написать слово правильно, потому что слишком часто встречаешь слово, написанное неверно.

Блогерство, обилие комментариев в интернете, формат общения, который предлагают социальные сети, располагают к развитию клипового мышления — об этом сейчас знают, кажется, все. Это сказывается и на качестве чтения в том числе. Человек уже начал воспринимать длинные тексты без картинок с трудом — когда привыкаешь к коротким сообщениям и статьям, сложно сконцентрировать внимание на лонгриде***.

Внимание расползается, и пользователю скорее хочется кликнуть по следующей ссылке.

— Эта проблема куда значительнее, чем может показаться на первый взгляд, — считает Лидия Малыгина. — Наши мышление, сознание, речь и действия связаны. Сначала человек позволяет себе о чем-то думать, потом сказать, а потом уже и сделать. И проблема здесь кроется в том, что человек с клиповым мышлением теряет навык выстраивать причинно-следственную связь, для него любой сюжет должен укладываться в один абзац. Он и жизнь свою не может спланировать, потому что не может ничего спрогнози- ровать на долгую перспективу. Для того чтобы не терять такой важный навык, я советую читать художественную литературу каждый день — хотя бы по несколько страниц из классики перед сном.

Когда пользователи сети осознали, что грань между общением реальным и виртуальным стремительно стирается и занялись конструированием своего образа, вопрос о грамотном владении средствами речевой выразительности снова обрел свою актуальность. Люди уже поняли, что грамотная речь, устная и письменная, является своего рода социальным маркером, а «ездию на работу» — не просто неграмотно, но и может тебя этой прекрасной возможности лишить.

Аристотель в цифровую эпоху

— Желание повысить уровень грамотности действительно сильно возросло за последние годы, — говорит Лидия Малыгина. — Я, кстати, отчасти связываю это явление и с экономическим кризисом — люди от внешнего «тюнинга» переключились и на усовершенствование содержания.

Сейчас стало даже как-то пошло слишком много времени и средств уделять своему внешнему виду, зато уже несколько лет в моде прокачивать всевозможные навыки, в том числе связанные с коммуникацией. Тут есть две крайности. Первая: часто сталкиваюсь с убеждением, что красивая речь и грамотность — дар, данный свыше.

Это не так — я уверена в том, что научиться хорошо выступать, грамотно составлять тексты на необходимом уровне может абсолютно любой человек. «Врожденная грамотность» — это просто хорошая зрительная память. Для составления эффектных выступлений и хороших текстов существует множество риторических и стилистических приемов. Причем эти приемы — не тайна за семью печатями, а вещи, известные еще со времен Аристотеля, которые не теряют своей актуальности и в наши дни. Вторая крайность состоит в том, что на желании научиться грамотно общаться тотчас же стали спекулировать всевозможные «бизнес-тренеры», открывая школы ораторского мастерства. Многие методики лично меня удивляют — то и дело я вижу советы вроде «аудитория — это женщина, и ты можешь заставить ее возжелать себя». Или курсы с лозунгом: «Русский язык без правил» — каким образом эти люди собираются тогда объяснять закономерности и стилистические приемы? В общем, ситуация на сегодняшний день такова: многие уже осознали, что они хотят быть модными на языковом уровне, хотят уметь хорошо и красиво выступать и писать. Но не осознают две вещи: первая состоит в том, что этому нужно учиться как неким приемам, точно так же, как когда мы хотим научиться танцевать или играть на гитаре, а второе — я считаю, что безграмотность в том виде, в котором мы ее видим, зародилась в интернете, и бороться с ней можно там же. Сегодняшний уровень развития технологий позволяет нам учиться дистанционно и во многих случаях бесплатно. Это новый мощнейший тренд, который будет только развиваться со временем. Система образования сейчас очень сильно меняется под напором технологий. Теперь никто не ограничен пределами аудитории — учеников может быть любое количество, и находиться они могут где угодно. А учиться может кто угодно, независимо от возраста и статуса.

Тренд на дистанционное обучение действительно только набирает обороты: многие оте чественные и зарубежные университеты выкладывают свои лекции в открытый доступ, большую часть учебных пособий также можно найти в сети, было бы желание. Несмотря на то что интернет и обесценил информацию, умение находить знания будет цениться во все времена. * Эмодзи — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и на веб-страницах.

** Месседж — личное сообщение, обращение, письмо, уведомление.

*** Лонгрид — формат подачи журналистских материалов в интернете.

Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов.

5 порталов для самообучения

1. Портал «Открытое образование»

Образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в российских университетах. (openedu.ru)

2. Сoursera.org

Каталог онлайн-курсов для дистанционного обучения от престижных университетов и образовательных организаций мира. (Сoursera.org)

3. Arzamas.academy

Известный некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию во всех его проявлениях. (Arzamas.academy)

4. Postnauka.ru

Публикации по различным отраслям современной науки. Видеозаписи, интервью с учеными. Обзоры книг. Сборники ответов на часто задаваемые вопросы. (postnauka.ru)

5. TED Talks

Избранные лекции на темы науки, искусства, дизайна и культуры со знаменитой ежегодной конференции в Калифорнии. Многие лекции переведены на русский. (tedrus.com)

Ксения Ракитянская

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Октябрь 2016

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!