ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКОВ
Закулисье детской жестокости и суицидов приоткрыла специалист в области детско-родительских отношений, доктор филологии, создатель сайта mobbingu.net, посвященного проблемам гонения и травли в подростковой среде и киберпространстве, Дарья Невская.
РЕБЕНОК КАК ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА
- Дарья, традиционно считается, что трудные подростки вырастают в неблагополучных семьях. Почему сегодня мы все чаще видим, что героями таких сюжетов, как убийства и суициды, становятся дети из полных, обеспеченных семей?
- Причина девиантного поведения ребенка - насилие в семье. Однако важно понимать, что сегодня оно приняло иные формы и зачастую насилием может не называться. Мой опыт показывает, что современное лицо домашнего эмоционального насилия - это завышенные требования к детям.
Их диктует наше время: высокая конкурентная борьба за бюджетные места в престижных вузах, необходимость хорошо «предъявиться» в школе, быть не хуже других. Очень высокая планка, очень жесткие рамки, которые предъявляет к детям и семья, и школа.
И еще сравнение детей друг с другом, которое практикуется повсеместно.
Результат - психологическая перегруженность детей, которые не могут справиться с этим грузом ответственности, страхом не соответствовать и стать белой вороной или паршивой овцой в школе, расстроить родителей. Они не могут соответствовать и срываются. И либо закрываются, либо находят тот выход, о котором родители предпочли бы никогда не знать.
- Но ведь родители желают детям только добра...
- Причин разлада несколько. Во-первых, именно потому, что детей любят, желают им добра, боятся за них, их загружают кружками, секциями, публичными лекциями. Это способ направить ребенка в правильное русло, занять его время полезными делами.
Во-вторых, и сами родители стремятся соответствовать все тем же жестким рамкам и высоким планкам, выставленным обществом.
Не случайно в соцсетях многие любят хвалиться своими детьми, их успехами. В данном случае детей предъявляют в качестве доказательства своей родительской успешности, несильно, впрочем, задумываясь о том, как сами дети чувствуют себя при этом.
А некоторым детям, по их признанию, зачастую все это не нравится, и они прекрасно понимают, что истинной любви и душевности за этим нет. В такой ситуации они являются лишь объектом реализованного родительского тщеславия. Так и появляются первые трещины...
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ
- А где конкретно мы рвем нашу связь с ребенком собственными руками?
- Таких моментов много, и родители даже не подозревают о том, какие это может иметь последствия. Например, такая распространенная в семьях вещь, как сравнение с более успешными, старательными братьями и сестрами, друзьями, одноклассниками.
«Посмотри, у него же получается. Почему же ты не можешь?» - говорит мама, не подозревая о том, что в этот момент закладывает в ребенка мину замедленного действия - чувство неполноценности, несоответствия чаяниям родителей, от которого родится глубокое неудовлетворение собой.
И еще чрезмерный контроль: «Где ты был? Что делал? Как ты мог это сделать?» И ребенок, спасая свое право на внутреннюю свободу, начинает врать, предъявлять то, что от него ожидают родители, но скрывать свою внутреннюю жизнь, искать тех, кто его понимает.
А если не найдет, на кого можно опереться, запутается и решит, что ситуация неразрешимая, - в этом причина детских самоубийств в подростковом возрасте. Раздражение родителей, окрики по любому поводу, не уравновешенные заботой, нежностью и лаской, - и ребенок перестает доверять вам, видеть в вас близкого человека, который его поймет, простит и пожалеет в проблемной ситуации.
Или еще один негативный фактор воздействия - подтрунивание над ребенком. К сожалению, сегодня это встречается очень часто. Для неуверенного в себе ребенка это станет постоянным напоминанием о его несостоятельности, что может повлиять на формирование низкой самооценки.
- А с какими последствиями порванного контакта приходилось сталкиваться?
- Они на каждом шагу. Потеря контакта с родителями стоит за каждой детской трагедией. Может вырасти вечная жертва или раб, находящийся у кого-то на побегушках. Может - пофигист, который вообще ко всему будет относиться равнодушно. Может - человек в маске, скрывающий под ней то, что творится на душе. А может и агрессор, который дома - паинька, а за пределами дома - зачинщик травли. И во всех этих ролях ребенок может побывать за годы учебы в школе, примеряя разные типы поведения, но при этом теряя себя, отказываясь от себя настоящего. Очень часто ребенок с раннего детства начинает понимать, что он такой, какой есть, не устраивает семью и школу. Ему обязательно нужно кем-то быть, чтобы заметили, поощрили или, наоборот, не трогали, оставили в покое. Оставаться собой в современных условиях очень трудно даже взрослому человеку, а если еще семья не оставляет за ним такого права, то ребенка можно просто потерять или не узнать через некоторое время. Вроде бы и наш ребенок, но «какой-то не такой».
Марина Алексеева
|