Отец Владимир: «ВЕРА ДАЕТ ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ, УЧИТ ТЕРПЕНИЮ И САМООБЛАДАНИЮ»
Церковь у нас отделена от государства, однако это не мешает представителям церкви играть в нашей жизни значительную роль.
Подтверждением этого стал разговор, с и. о. настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Красное Михайловского района Рязанской области иереем Владимиром Щетининым. Помимо церковной ипостаси отец Владимир имеет еще и светскую - он директор Михайловской школы-интерната.
- Вы окончили Сретенскую духовную семинарию. Интересно, какие экзамены сдавали?
- Писали сочинение - для священника очень важен уровень грамотности, как он выражает мысль, строит речь. Обязательный предмет - Закон Божий. Сдавали историю России до 1917 г.
- После окончания семинарии вас направили на служение в Рязанскую область...
- У Сретенского монастыря, к которому я приписан, есть скит в Михайловском районе Рязанской области. Скит - это, можно так сказать, монастырский филиал, который расположен в другом регионе. В скиту находится храм Казанской иконы Божией Матери, в котором я служу. В монастырском скиту обучаются студенты первого курса Сретенской духовной семинарии, с которыми мы проводим совместные богослужения.
- Ваш храм знаменитый. Его ведь строили еще при Екатерине II.
- Так и есть. Строился храм на личные пожертвования императрицы по проекту замечательного архитектора В.И. Баженова. Сам он не дожил до окончания строительства, его работу завершали ученики.
ВЫБОР ОКАЗАЛСЯ УДАЧНЫМ
- Как получилось, что вы, священник, оказались руководителем интерната?
- Администрация Михайловского района обратилась к тогда еще архимандриту Тихону, ректору Сретенской духовной семинарии и наместнику Сретенского монастыря, а ныне епископу Егорьевскому с просьбой оказать помощь интернату. Владыка откликнулся на просьбу, и монастырь стал оказывать посильную помощь школе. Потом родилась идея директором школы-интерната назначить священника. А так как у меня имелись опыт работы в школе и высшее педагогическое образование, выбор пал на меня.
- Как вас встретили дети и преподаватели?
- Сначала настороженно, особенно педагоги. Но потом все наладилось. Сегодня практически все сотрудники педагогического коллектива - прихожане нашего храма.
- Что вам удалось и не удалось сделать как директору?
- К моменту моего прихода у некоторых ребят были условные сроки, кое-кто состоял на учете в милиции за административные правонарушения. Сегодня нет ни одного ребенка, который привлекался бы на комиссию по делам несовершеннолетних.
В первый год работы проводил исследования среди учащихся, которые показали, что курили почти все дети и все уже попробовали алкоголь, включая семилетних первоклашек. Сегодня, как показывают анонимные опросы, никто из детей не курит и не употребляет алкоголь.
То есть нам удалось оздоровить атмосферу в интернате, а это, в свою очередь, помогло подтянуть успеваемость. Многие наши выпускники продолжают учебу в рязанских и даже московских вузах. Но, конечно, не все задуманное получается. На сегодняшний день у нашего учебного заведения очень слабая материально-техническая база. Из четырех корпусов три - в аварийном состоянии. На ремонт нет денег.
ХОРОШИЙ РЕБЕНОК – УСТАВШИЙ РЕБЕНОК
- Чего, по-вашему, не хватает современной системе образования?
- В современной школе существует серьезный перекос в сторону образования. Но ведь на нем одном невозможно вырастить достойного гражданина и патриота своей Родины. В свое время святейший патриарх Тихон благословил развитие скаутского движения. Не все в этой системе применимо к нашим условиям, но многие формы воспитательного процесса можно позаимствовать, внеся в них свое содержание. Так поступили в советские времена, когда появились пионерская организация и октябрята.
Сегодня, на мой взгляд, школе не хватает общероссийской детской организации, которая взяла бы на себя воспитательные функции. Формы существования такой организации могут быть разные, но дух и идея должны основываться на христианских принципах, исторически присущих нашему народу.
А вообще, по моему убеждению, хороший ребенок - это уставший ребенок. Задача педагогов и родителей - организовать досуг ребенка так, чтобы максимально занять его и чтобы при этом ему было по-настоящему интересно. Занятия спортом - один из самых лучших видов детского досуга.
СВЯЩЕННИК С КЛЮШКОЙ
- Вы ведь отличный спортсмен, в молодости серьезно играли в хоккей...
- Одно время играл за молодежную команду воскресенского «Химика». И сегодня иногда играю. У меня и форма хоккейная есть. Игра дает мне отличную физическую и эмоциональную разрядку. Наша школа-интернат дружит с хоккейным клубом «Рязань».
Хоккеисты всей командой с тренерами и руководством часто бывают на литургиях в нашем храме, исповедуются, причащаются. Гостят в интернате, привозят детям подарки, а мы им устраиваем концерты. В общем, все довольны.
ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ
- Знаю, что вы, несмотря на всю свою занятость в храме и интернате, находите время еще для одной очень важной и деликатной работы.
- В Михайлове есть колледж для инвалидов. Туда детей берут после окончания 9-го класса. Ребят там не только комплексно лечат, но и обучают профессиям программиста, менеджера и бухгалтера. Мы с братией Сретенского монастыря духовно окормляем студентов колледжа. Общаться с ними бывает очень непросто. Самый частый вопрос у инвалида «За что мне такое наказание? Я же ни в чем не виноват!». Наша главная задача с помощью слова Божьего воспитать у них христианский взгляд на жизнь.
- То есть?
- Приведу пример. Вы, наверное, знаете, что святая Матрона Московская от рождения была слепой, с постели почти не вставала, однако ее жизнь тем не менее можно назвать счастливой. Мы, здоровые люди, до сих пор приходим к ней и молим о помощи. Ярчайший пример того, как страдания этого мира привели человека к совершению духовного подвига с Божьей помощью. Только в контексте слова Божьего человеческие страдания обретают смысл. Иначе они приносят только боль.
Поэтому мы стараемся приобщить к Богу детей-инвалидов. Один из выпускников колледжа родился без руки. От него прямо в роддоме отказались родители. После окончания учебы этот прекрасный человек стал монахом нашего монастыря.
Зажигая в душе людей огонек веры, мы испытываем огромное счастье, ведь мы только орудие в руке Божьей. Людям, вооруженным верой, она дает внутренний стержень, учит терпению и самообладанию.
- Воспитанники вашего интерната воцерковлены?
- Многие посещают богослужения совершенно добровольно. А наши девочки поют в церковном хоре. Мы с ними постоянно беседуем на самые деликатные темы. Например, говорим о вреде абортов не только для физического здоровья, но и для духовного, об ответственности за смертный грех убийства перед Господом на Страшном суде. У некоторых наших бывших воспитанниц двое-трое детей. Значит, наши слова упали на благодатную почву и дали всходы.
- У вас 13-летний сын. Тоже, наверное, спортсмен и будущий священник?
- Если он и примет решение служить Богу в сане священника, то, очевидно, это будет не скоро. Сначала ему надо набраться опыта и получить образование. Решение должно быть самостоятельным и осмысленным.
Насчет спорта вы правы. В нашем городе есть хорошая школа греко-римской борьбы, есть даже чемпионы Европы. В этой школе сын и занимается. Спорт - борьба ли, хоккей - это школа жизни, он дает хорошую закалку на будущее.
Николай Кружилин
|