СЕКРЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ТОННЕЛЬ

 

Еще 60 лет назад про этот во многом уникальный объект знали очень немногие – железнодорожный тоннель под Амуром считался военным объектом и находился под грифом «секретно».

В 1916 г. в Хабаровске построили мост, который стал частью Транссибирской магистрали и в то время был самым длинным речным мостом на материке.

К 1935 г. стала очевидна неизбежность новой войны. Небезосновательно считалось, что одним из ее участников будет Япония. В 1932 г. она оккупировала Манчжурию, лишив СССР возможности использовать обходной маршрут по КВЖД. Мост был слишком ненадежным решением в условиях войны. Поэтому было решено строить тоннель.

Строительство железнодорожного тоннеля под Амуром близ Хабаровска было секретным. Проект получил название «Строительство №4 НКПС». Работы начались летом 1937 г.

Из соображений безопасности из всех проектов, предложенных Метростроем, был выбран самый сложный вариант тоннеля – с большими изгибами, по сложной кривой. Поэтому проходка была очень трудной. При этом требовалась высочайшая точность. Несовпадение осей тоннеля при сбойке Амурского тоннеля составило всего 15 мм.

Общая длина тоннеля – 7,2 км. Под руслом реки он проходит на углублении в 10-14 м. В общей сложности на строительных работах трудилось 5 тысяч человек: солдаты, заключенные и вольнаемные рабочие. Строился тоннель практически вручную: молотки, кирки, лопаты, отбойные молотки.

После начала Великой Отечественной войны была поставлена задача завершить проект в кратчайшие сроки – 20 дней. Работа была выполнена в срок. Первый поезд прошел через тоннель уже 12 июля. Тем не менее официально объект сдали в эксплуатацию только в апреле 1942 г.

В 1945 г.  советская армия использовала тоннель для движения на восток на разгром Квантунской армии. Для переправки танков в тоннеле даже временно демонтировали рельсы.

После окончания боевых действий уникальный тоннель был законсервирован. До 1964 г. он оставался секретным объектом. Впоследствии было принято решение о снятии секретности и использовании его для грузовых перевозок. До 1988 г. и открытия в Японии тоннеля Сэйкан 53,85 км длиной, тоннель под Амуром был самой длинной подводной артерией.

 

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2025

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!