СЕКРЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ТОННЕЛЬ
Еще 60 лет назад про этот во многом уникальный объект знали очень немногие –
железнодорожный тоннель под Амуром считался военным объектом и находился под
грифом «секретно».
В 1916 г. в Хабаровске построили мост, который стал частью Транссибирской
магистрали и в то время был самым длинным речным мостом на материке.
К 1935 г. стала очевидна неизбежность новой войны. Небезосновательно считалось,
что одним из ее участников будет Япония. В 1932 г. она оккупировала Манчжурию,
лишив СССР возможности использовать обходной маршрут по КВЖД. Мост был слишком
ненадежным решением в условиях войны. Поэтому было решено строить тоннель.
Строительство железнодорожного тоннеля под Амуром близ Хабаровска было
секретным. Проект получил название «Строительство №4 НКПС». Работы начались
летом 1937 г.
Из соображений безопасности из всех проектов, предложенных Метростроем, был
выбран самый сложный вариант тоннеля – с большими изгибами, по сложной кривой.
Поэтому проходка была очень трудной. При этом требовалась высочайшая точность.
Несовпадение осей тоннеля при сбойке Амурского тоннеля составило всего 15 мм.
Общая длина тоннеля – 7,2 км. Под руслом реки он проходит на углублении в 10-14
м. В общей сложности на строительных работах трудилось 5 тысяч человек: солдаты,
заключенные и вольнаемные рабочие. Строился тоннель практически вручную:
молотки, кирки, лопаты, отбойные молотки.
После начала Великой Отечественной войны была поставлена задача завершить проект
в кратчайшие сроки – 20 дней. Работа была выполнена в срок. Первый поезд прошел
через тоннель уже 12 июля. Тем не менее официально объект сдали в эксплуатацию
только в апреле 1942 г.
В 1945 г. советская армия использовала тоннель для движения на восток на
разгром Квантунской армии. Для переправки танков в тоннеле даже временно
демонтировали рельсы.
После окончания боевых действий уникальный тоннель был законсервирован. До 1964
г. он оставался секретным объектом. Впоследствии было принято решение о снятии
секретности и использовании его для грузовых перевозок. До 1988 г. и открытия в
Японии тоннеля Сэйкан 53,85 км длиной, тоннель под Амуром был самой длинной
подводной артерией.
|