МУСЛИМ МАГОМАЕВ
«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей
профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна,
Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова — список можно
продолжить, — я очень молодым приехал в Москву,
и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной
огромные горизонты, окружила любовью».
Музыка в наследство
Назван Муслим Магомаев в честь деда. Тот хоть и вырос в семье
кузнеца-оружейника, рано начал играть на восточной гармони, освоил скрипку,
гобой, создал оркестр и хор. Магомаев-старший организовывал концерты по
произведениям народной музыки и собственным сочинениям, написал две оперы и стал
одним из основоположников азербайджанской классической музыки.
«Я всегда был твердо уверен в том, что мой дед — великий композитор и дирижер. Я
должен был повторить его путь — стать и композитором, и дирижером, и пианистом.
А чтобы закрепить за мной эту заочную идею, меня и нарекли при рождении именем
деда. Так я стал полным его тезкой. В то время как мои сверстники играли на полу
машинками и оловянными солдатиками, я ставил дедовский пюпитр, брал в руки
карандаш и руководил воображаемым оркестром»
Отец Муслима, Магомет Магомаев, был одарен от природы: играл на рояле и много
пел; будучи театральным художником, оформлял спектакли в Майкопе и Баку. Погиб
за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны.
Спустя 27 лет уже знаменитый на весь мир Муслим Магомаев смог навестить братскую
могилу, где похоронен отец — в польском городе Хойна.
Мать Муслима была драматической актрисой. Айшет Ахмедовна, на сцене — Кинжалова.
Дополнение к эффектной внешности — хороший голос. Айшет Кинжалова пела и
аккомпанировала себе на аккордеоне.
В детстве Муслим зачитывался книгами Жюля Верна. Хоть уверенно шел музыкальной
дорогой, но грезил и морем. Дома устроил собственный «Наутилус» — уголок в
комнате, где мастерил корабли. Из любопытства ломал механические игрушки — чтобы
разобраться, как они устроены. Однажды на глаза пытливому Муслиму попалась
дедушкина скрипка… Инструмент пришлось клеить. Сейчас это экспонат бакинского
музея.
«Соловьиный час»
«Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь». Эта мелодия и
стала песней «Соловьиный час». Стихи впоследствии написал Анатолий Горохов.
Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, взахлеб слушал
пластинки, оставшиеся от деда. Первыми «учителями» будущего певца стали Энрико
Карузо, Титто Руффо, Беньямино Джильи. Юноша сравнивал свое исполнение и
знаменитых певцов.
К 14 годам у Муслима окреп голос, но петь при посторонних он стеснялся. Это не
касалось лишь одноклассников, которым задолго до «Бременских музыкантов»
доводилось слышать песни из фильма «Буратино» и «Гулливер».
Первое оперное выступление Муслима Магомаева состоялось в музыкальном училище.
Муслим всерьез увлекся вокалом, и концертмейстер Тамара Кретинген стала искать
для него неизвестные романсы и произведения старинных композиторов. Выступали на
вечерах вокального отделения на сцене филармонии. Одним из номеров стал отрывок
из «Мазепы» Петра Чайковского.
В студенческие годы Магомаев женился на своей однокурснице Офелии. Брак оказался
недолгим и подарил Магомаеву дочь Марину. Родственники супруги ждали, что Муслим
начнет обеспечивать семью, а он мечтал петь в оперном театре. Но устроился в
Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа, и перед молодой семьей
встало новое препятствие — гастрольный график.
«Юноша из Баку покоряет мир»
Столь лестный заголовок и фотография Магомаева в журнале «Огонек» — результат
поездки молодого исполнителя на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в
Хельсинки. Начинающий певец был единственным солистом от Азербайджана. В
Финляндии выступал в залах и на улицах. После поездки и телевизионной передачи
Магомаева стали узнавать на улицах, а первым шагом к мечте стала стажировка в
Азербайджанском театре оперы и балета.
В 1963 году у прессы вновь появился повод написать про Магомаева хвалебные
отзывы: «Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание
говорить, что в оперу пришел богато одаренный артист». Это после выступления в
рамках Декады культуры и искусства Азербайджана. В ложе Кремлевского дворца
съездов
аплодировал сам Иван Козловский.
«Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся
Вашему успеху…» — писали молодому исполнителю на программке.
После этого успеха Муслиму Магомаеву предложили сольное выступление в Концертном
зале имени Чайковского.
Спустя год — стажировка на родину бельканто, в театре «Ла Скала», в 1966 году
Магомаев выступил на сцене знаменитого театра «Олимпия», а в Каннах на
Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий его пластинки разошлись
миллионными тиражами. Советский певец получил «Золотой диск». Муслим Магомаев
первым из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта поехал в США.
Состоялся Магомаев и как композитор: писал музыку для фильмов Эльдара Кулиева, к
спектаклям «Рождает птица птицу» и «Ярославна» по мотивам «Слова о полку
Игореве».
Муслим Магомаев записал арию князя Игоря, а Тамара Синявская
— плач Ярославны. Спектакль шел не на сцене, а у стен Спасо-Преображенского
монастыря.
«Ты моя мелодия»
Муслим Магомаев стал часто выступать в Большом театре.
Из всего репертуара предпочитал спектакли с участием Тамары Синявской.
Знакомство состоялось с легкой руки Роберта Рождественского
в Бакинской филармонии имени Муслима Магомаева — старшего, которую певец считал
«семейной обителью». «Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу
возникло приятное ощущение уюта и симпатии», — вспоминал певец.
Муслим показывал Тамаре свой Баку. Продолжилось знакомство в Москве, а
проверялось долгой стажировкой Синявской в Италии. Магомаев звонил каждый день и
даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня
«Мелодия»… Тамара ее услышала по телефону. После развода с первым мужем была
стихийная свадьба в ресторане «Баку». Магомаеву пришлось петь зимой в открытые
окна для поклонников, а потом два месяца болеть бронхитом.
«Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство. Глубокое уважение, —
рассказывала Тамара Синявская. — Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу — это
все бывает очень эмоционально, громко, но на три минуты. Мы разбегаемся в разные
комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь, что ли, прошел? И все! Я
очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый…».
Ушел со сцены Муслим Магомаев в самом расцвете славы в 1998 году. Он занимался
живописью, общался с поклонниками через интернет. Одну из последних песен,
«Прощай, Баку» на стихи
Сергея Есенина,
записал в 2007 году. Спустя год певца не стало. Муслим Магометович похоронен на
Аллее почетного захоронения в Баку, рядом со своим дедом.
«Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех
молодых. Он всем безумно нравился»
Клавдия Шульженко
«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу
не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста.
Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые
мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в
восторженном грохоте»
Роберт Рождественский
|