ОТКРОВЕННЫЙ ЗАКАЗ
Жанр заказных статей в последнее время плотно вошел в нашу жизнь. А пишущие их «исследователи» стали работать настолько качественно, что в большинстве случаев обычному человеку, не погруженному в проблематику того или иного вопроса, практически невозможно отличить правду от искусного вымысла. Тем более, такие статьи, какова бы ни была их тематика, не рассчитаны на профессиональное сообщество – бьют они, в первую очередь, по обывателю, формируя нужное автору и его заказчику общественное мнение.
Неправдивые истории
Тут нужно оговориться, что не любая заказная статья это негатив, но, к сожалению, все чаще этот прием становится инструментом именно «черного пиара».
Первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь о жанре заказного журналистского расследования, это различные политические опусы. Но на самом деле, не меньше, а может даже и больше статей касаются бизнеса, призваны они банально «топить» конкурентов. Аналогии общественного сознания, связывающие заказ в первую очередь с политикой, лишь помогают тем, кто работает в этом жанре на ниве бизнеса.
Один из ярких примеров такой грязной информационной войны несколько лет назад продемонстрировали гиганты питерского ритейла «Лента» и «О’Кей».
В разгар летнего сезона, когда в гипермаркетах традиционно в больших количествах закупают готовые шашлыки для выезда на природу, в СМИ и Интернете одна за другой появились две статьи, как под копирку повествующие об ужасном отравлении мясом, которое после проверки оказалось человечиной.
Разница в этих статьях была лишь в том, что в одной фигурировала «Лента», в другой «О’Кей». Естественно, постфактум официально нигде не было сказано, что это заказ. Но, судя по тому, как быстро замяли тему, сомневаться в этом не приходится. Да и зачем что-либо раскручивать дальше, ведь была достигнута главная цель – информационный эффект.
Еще один не менее яркий пример, но уже совсем свежий, это «расследование» журналиста одного питерского издания на тему контрактов на обслуживание военных городков.
В подобных случаях речь идет не о взаимной атаке через СМИ, а о попытках более слабого конкурента из тени атаковать сильного. Но и в подобных, беспристрастных на первый взгляд, статьях, всегда есть место различного рода недомолвкам и манипуляциям, не говоря уже о чистой фальсификации фактов. Непонятно, почему не называются все компании, участвовавшие в конкурсе, не предоставляется информация об их деятельности.
Также в доказательство «страшных» обвинений журналист приводит фотографию пустого офиса. Где и когда она была сделана – неизвестно. Наверное, каждый из нас может сделать такую же где угодно.
И, наконец, нет подтверждения всем этим литературно выдержанным диалогам с людьми, которых автор выдает за сотрудников компании. По итогу видится только два варианта: либо журналист недостаточно компетентен (что сложно предположить, учитывая его опыт), либо это откровенный заказ, целью которого является формирование вполне конкретной точки зрения, на деятельность отдельно взятой компании.
Наталья Воронкова
|